Министерство энергетики России предложило кабмину скорректировать механизм демпфера на авиакеросин. По мнению ведомства, авиакомпании несправедливо получают большую льготу из-за выросших экспортных цен.
Сам механизм расчёта демпфера для авиаперевозчиков утверждён в августе 2019 года, но первые компенсации они получили только в сентябре 2021 года. Тогда экспортные цены топлива впервые превысили индикативный уровень внутренних цен на него (в 2021-м индикатор составлял 53,25 тыс. рублей за тонну, а с 2022-го – 55,9 тыс. рублей).
Как пишут «Известия» со ссылкой на письмо ведомства, для возврата к «справедливому» ценообразованию Минэнерго предлагает отвязать расчёт компенсации от экспортной альтернативы и считать его как разницу между биржевой и индикативной (55,9 тыс. рублей) ценами внутреннего рынка. Однако если экспортная альтернатива снова окажется ниже внутренних цен, то нужно будет вернуться к расчёту от экспортных.
Главный редактор российского авиационного портала AVIA.RU Network, авиаэксперт Роман Гусаров в беседе с «Октагоном» назвал заявление ведомства о том, что авиакомпании несправедливо получают большую льготу из-за выросших экспортных цен, аморальным по своей сути.
– Авиакомпании эти деньги не кладут к себе в карман, они всё равно эту компенсацию отдают нефтяным компаниям, – пояснил эксперт. По его словам, если авиаперевозчики перестанут получать компенсации, то в России будут очень дорогие авиабилеты. В итоге люди просто перестанут летать.
«Мы будем меньше летать, значит, у нас авиация будет потихоньку ужиматься, авиакомпании будут банкротиться. Тысячи рабочих мест будут потеряны, то есть люди просто будут безработные, семьи голодные, плюс есть ещё множество смежных структур».
Роман Гусаров
главный редактор AVIA.RU Network
По мнению специалиста, сами же нефтяники в итоге будут продавать меньше топлива, поскольку будут снижаться объёмы перевозок.
– Как бы что-то там сегодня выиграв, якобы сэкономив, мы ударим так сильно по своей экономике не только авиационной, но в целом по экономике страны, а потом будем восстанавливать десятилетия, – заключил Гусаров.