Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо


11 мая 2022 года Анастасия Львова, Валерий Воронов, Известия


Минэнерго предложило правительству скорректировать механизм демпфера на авиакеросин. По мнению министерства, авиакомпании сегодня получают несправедливо большую льготу из-за выросших экспортных цен. Ведомство предлагает от них «отвязаться» и рассчитывать компенсацию, исходя из биржевых цен на внутреннем рынке — они значительно ниже. Инициатива вызвала резкую критику авиакомпаний, которые опасаются обнуления или сокращения компенсаций. Эксперты указывают на несвоевременность предложения из-за тяжелейшей ситуации в авиаотрасли на фоне санкций, при этом часть специалистов не видит смысла субсидировать перевозчиков за счет других сфер экономики.

Минэнерго предложило правительству скорректировать механизм демпфера на авиакеросин. По мнению министерства, авиакомпании сегодня получают несправедливо большую льготу из-за выросших экспортных цен. Ведомство предлагает от них «отвязаться» и рассчитывать компенсацию, исходя из биржевых цен на внутреннем рынке — они значительно ниже. Инициатива вызвала резкую критику авиакомпаний, которые опасаются обнуления или сокращения компенсаций. Эксперты указывают на несвоевременность предложения из-за тяжелейшей ситуации в авиаотрасли на фоне санкций, при этом часть специалистов не видит смысла субсидировать перевозчиков за счет других сфер экономики.

Почти бесплатный керосин

Минэнерго 13 апреля направило в правительство предложение по корректировке механизма расчета демпфера для авиакомпаний (копия письма есть у «Известий»). Сам механизм утвержден в августе 2019 года, но первые компенсации авиакомпании получили только в сентябре 2021-го, когда экспортные цены топлива впервые превысили индикативный уровень внутренних цен на него (в 2021 году индикатор составлял 53,25 тыс. рублей на тонну топлива, с 2022-го — 55,9 тыс. рублей).

В марте экспортные цены на нефтепродукты подскочили на фоне повышения курса доллара, при этом внутри страны НПЗ сдерживали цены из-за сниженного спроса. Топливо в России продавалось даже с дисконтом: «минус» 79 тыс. руб./т, пишет Минэнерго. Величина же компенсации для авиакомпаний, привязанная к экспортным ценам, в марте составила около 57 тыс. руб./т, сообщает ведомство. Исходя из средней стоимости топлива в российских аэропортах (67 173 рубля за тонну, по данным Росавиации), бюджет компенсировал перевозчикам 85% стоимости керосина. По оценкам аналитиков исследовательской группы «Петромаркет», авиакомпаниям только в марте должны были вернуть 17,2 млрд рублей за покупку топлива.

Для возврата к «справедливому» ценообразованию Минэнерго предлагает теперь отвязать расчет компенсации от экспортной альтернативы и считать его как разницу между биржевой и индикативной (55,9 тыс. рублей) ценами внутреннего рынка. Но если экспортная альтернатива вновь окажется ниже внутренних цен, то нужно будет вернуться к расчету от экспортных, следует из письма. Минэнерго попросило правительство поручить Минфину проработать этот вопрос.

Минфин же взял паузу на «пару месяцев» в вопросе корректировки демпфера, сообщал журналистам еще 13 апреля замглавы министерства Алексей Сазанов. По его словам, рынок нефтепродуктов будет профицитен в апреле-мае и давления на цены всё равно не будет.

В пресс-службе Минтранса сообщили, что знакомы с предложениями Минэнерго. В настоящее время ведомство формирует позицию по данному вопросу с учетом мнения участников рынка авиаперевозок, уточнили там.

В Минэнерго «Известиям» сообщили, что выступают за создание приемлемых условий как для авиаотрасли, так и для производителей керосина. В случае необходимости, добавили в ведомстве, текущие меры поддержки рынка могут быть скорректированы.

«Известия» направили запросы в Минфин и правительство.

Если нужно, то аккуратно

По словам источников в двух авиакомпаниях, апрельское предложение Минэнерго пришло им на ознакомление только в первых числах мая. В одной из компаний отметили, что не знают, насколько эта инициатива актуальна сейчас. Собеседник «Известий» в профильной Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие авиакомпании страны) уточнил, что о предложениях Минэнерго им известно и авиакомпании настроены резко против них. Свои аргументы АЭВТ направила в Минтранс в мае.

— В новом механизме керосинового демпфера размер компенсации для авиакомпаний станет либо нулевым, либо чисто символическим. Это при том, что цены на авиакеросин продолжают оставаться на исторических максимумах, не говоря уже о последствиях для перевозчиков от внешних санкций на авиатранспорт, — рассказал источник в ассоциации.

Руководитель проектов «Петромаркета» Анна Лишневецкая считает, что если использовать для расчетов значение территориального биржевого индекса первичного рынка цен нефтепродуктов на территории европейской части России, величина компенсации для авиакомпаний в апреле составит всего 4,3 тыс. рублей на тонну керосина вместо нынешних 34 509 рублей. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), этот индекс по итогам торгов 6 мая вырос на 0,13%, до 62 808 руб./т, в апреле он не превысил 65 000 руб/т. В то же время экспортная альтернатива, которую рассчитывает ФАС, в апреле составила 108 990 руб/т.

В действующей редакции демпфер остается очень эффективной мерой поддержки отрасли, подтвердил собеседник в третьей авиакомпании.

— Сейчас механизм направлен на обеспечение доступности билетов для населения. Из-за санкций отрасль погружается в небывалый по масштабам кризис, а обеспечивать авиационную подвижность необходимо. Поэтому корректировать механизм если и нужно, то очень аккуратно, — предупредил он.

Налоговое субсидирование в случае керосинового демпфера направлено не на сдерживание топливных цен (как с бензиновым или дизельным), а на компенсацию части затрат, чтобы не допустить повышения цен на билеты, напомнил независимый эксперт по налоговой политике Борис Луцет.

Официальные представители «Аэрофлота», S7 Airlines, «Уральских авиалиний» и Utair отказались от комментариев.

Демпфер на распутье

По словам Бориса Луцета, авиакомпании и так не избалованы демпферными выплатами: из-за завышенных индикативных цен в механизме расчета (которые отрасль неоднократно просила снизить) субсидирование началось только в прошлом году, до этого в течение двух лет выплат не было. Дополнительно урезать часть компенсаций отрасли, которая едва ли не сильнее других пострадала от санкций, — несвоевременно, считает эксперт.

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев, напротив, уверен, что от демпферного механизма нужно отказаться вообще, так как экспортные рынки сегодня уже не являются какой-либо значимой альтернативой для России. В том числе из-за неясности, какова сегодня реальная стоимость иностранных валют. К тому же, авиакомпании должны научиться самостоятельно хеджировать риски по своим контрактам.

— Не нужно потребляющим отраслям давать субсидии за счёт государства. Им нужно научиться самостоятельно страховать свои риски. Неспособность авиакомпаний принимать решения выливается в необходимость нефтяных компаний или государства субсидировать их деятельность, — полагает Дмитрий Гусев.

Редактор ресурса «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что у перевозчиков в случае корректировки демпфера есть два варианта действий — переложить увеличившиеся расходы в стоимость билета или не делать этого. При этом в любом случае банкротств некоторых компаний, скорее всего, избежать не удастся, говорит он.

В нынешней ситуации, когда расходы перевозчиков вырастут из-за удорожания поставок авиазапчастей, дополнительная нагрузка способна усугубить проблемы отрасли, считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer