Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бизнесу не хватает полета


7 апреля 2022 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Проблемы российских коммерческих авиакомпаний в полной степени проявились и в деловой авиации. Уже три профильных перевозчика прекратили полеты, треть частных владельцев распродают самолеты с дисконтом. Запреты на обслуживание строго соблюдают даже в «дружественных странах», говорят участники рынка, часть флота приходится возвращать лизингодателям. Цены на перелеты оставшимися бортами выросли в 1,5–2 раза. Мнения игроков о перспективах бизнес-авиации разошлись: одни говорят о полном крахе, другие рассчитывают, что выживут.

Проблемы российских коммерческих авиакомпаний в полной степени проявились и в деловой авиации. Уже три профильных перевозчика прекратили полеты, треть частных владельцев распродают самолеты с дисконтом. Запреты на обслуживание строго соблюдают даже в «дружественных странах», говорят участники рынка, часть флота приходится возвращать лизингодателям. Цены на перелеты оставшимися бортами выросли в 1,5–2 раза. Мнения игроков о перспективах бизнес-авиации разошлись: одни говорят о полном крахе, другие рассчитывают, что выживут.

Как выяснил “Ъ”, с начала действия антироссийских санкций три крупные авиакомпании, работающие в сегменте деловых перевозок, прекратили полеты. Так, согласно Flightradar24, с 26 февраля не выполняет рейсы «Сириус Аэро», в чей собственности и управлении было десять самолетов Embraer Legacy и Hawker. Девять из них, по данным сервиса, перегнали в Ригу — по словам источников “Ъ”, «решение принято собственником». Еще один Hawker с 10 марта в Стамбуле. В компании отказались от комментариев.

Прекратила полеты и BJET, управлявшая шестью самолетами. Два из них пришлось вернуть лизингодателю, четыре проданы, уточнил гендиректор компании Алексей Бутримов. Клиенты, по его словам, летали в основном в Европу и Юго-Восточную Азию, но с конца февраля столкнулись с отказами обслуживания в том числе «нейтральных» стран. «Западные компании, такие как Shell, отказывали даже в заправке»,— говорит господин Бутримов.

Бизнес-авиация, считает топ-менеджер, под угрозой «фактического истребления», перевод в российский реестр по сути обнуляет стоимость борта, обслуживание невозможно:

«Нет вторичного или серого рынка запчастей. Например, Bombardier Global 7500 — это единичные самолеты, на них невозможно найти комплектующие».

В BJET все еще рассчитывают выжить: «Изучаем возможности освоить некоторые типы ремонтов на производстве в Истре и выпускать расходники».

Прекратила полеты по России Jet24: два из десяти самолетов уже реализованы, три выставлены на продажу, сообщил “Ъ” управляющий директор Павел Захаров. Еще пять бортов в управлении принадлежат иностранным собственникам. Он говорит, что проживающие десятилетиями за рубежом обладатели двойного гражданства пытаются продолжать полеты, записываясь в «бортпроводники» перед вылетом: «Но эти обходные пути работают не всегда, и в целом можно признать, что владение бортом для россиян в Европе стало невозможно». Поставки запчастей через третьи страны, по словам господина Захарова, «делают эксплуатацию невыносимой»: если раньше деталь шла два дня, то сейчас — месяц. Растут и цены: например, один из элементов гидросистемы стоил $25 тыс. благодаря схеме с обменным фондом, а сейчас его предлагают купить за $400 тыс.

В меньшей степени затронула бизнес-авиацию проблема возврата самолетов лизингодателям. Ранее в Ассоциации деловой авиации сообщали, что российским собственникам принадлежит чуть менее 500 бизнес-джетов. По данным экспертов, реальное число аффилированных с собственниками из РФ бортов составляет 600–800, около сотни принадлежат авиакомпаниям. В финансовом лизинге, согласно опросам, не более 10–20%. По данным “Ъ”, один из бизнес-джетов арестован в ОАЭ по требованию европейского банка. Еще несколько десятков бортов остаются в РФ без регистрации — их собственники «в поиске решений», столько же самолетов вывезены в ОАЭ. Примерно треть собственников, говорят источники “Ъ”, пытается продать самолеты с дисконтом 5–30%.

В результате с конца февраля, по данным опрошенных “Ъ” игроков, трафик бизнес-авиации в РФ сократился на 50–70%.

При этом стоимость рейса за рубеж удвоилась, а по стране выросла в полтора раза. Так, рейс из Москвы в Петербург в конце февраля стоил $25 тыс., а теперь — около $40 тыс. Кроме того, говорят собеседники “Ъ”, клиентам приходится оплачивать подлет заказанного борта из других городов.

Однако ряд игроков все же рассчитывают продолжить работу. Так, у «Меридиана» из шести самолетов российских собственников четыре перевели из бермудского реестра в РФ: три Gulfstream G450 и один Airbus A320–232. Все они продолжают полеты, уточнил гендиректор компании Владимир Лапинский. Собственники двух самолетов принимают решения о том, как ими распорядиться после отзыва зарубежных сертификатов летной годности. По данным Flightradar24, речь идет о зарегистрированном в Ирландии Bombardier Challenger 605 и Gulfstream G450 (Швейцария) — оба борта в России и не летают.

Авиакомпании не ждут резкого роста полетов после открытия 52 стран
В переговорах с собственниками «Меридиан» предлагал два варианта: продажа самолета или продолжение полетов по стране, говорит господин Лапинский. «Ряд сложностей определенно скажется в будущем на ликвидности и стоимости судна,— признает он.— Эксплуатация осложнена ограничениями с поставкой компонентов и техобслуживанием. Но наш опыт подсказывает, что в кризис бизнес-элиты начинают летать чаще, новые проблемы требуют личного присутствия». По словам топ-менеджера, многие техцентры в РФ уже получили российские сертификаты по ФАП-285 и расширили перечень работ, а поставки компонентов можно наладить из «не объявивших санкций стран».

В то же время топ-менеджер подтверждает, что парк бизнес-авиации будет сокращаться, а стоимость ее услуг — расти.

Продолжает полеты в том числе по ряду зарубежных направлений (Турция, ОАЭ) казанская «Тулпар Эйр». Более того, число рейсов за месяц увеличилось на 30–40%, в основном за счет перелетов по РФ, рассказал “Ъ” глава совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким. У компании есть мощности по ремонту, и она «наметила ускоренное освоение новых компетенций». Казанский «Авиасервис» летает «в дружественные страны» на четырех Bombardier, зарегистрированных в РФ. «По запчастям окончательного решения нет, мы ищем варианты»,— говорит собеседник в авиакомпании. По данным источников “Ъ”, наиболее активно переговоры о техобслуживании авиаторы ведут с Ираном и Китаем. Руководитель BizavNews Дмитрий Петроченко добавляет, что также этот бизнес сейчас активно развивается в Индии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer