Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Редкий груз долетит до середины России


5 апреля 2022 года Михаил Задорожный, Vgudok


В грузовой отрасли РФ (точнее, её авиационной составляющей) сложилась парадоксальная ситуация: получившие иммунитет от коронавируса грузовые авиаперевозки могут загнуться от западных санкций. Пакеты ограничений, введённые из-за специально военной операции ВС РФ на Украине, как покрывалом накрыли и сегмент пассажирских перевозок, и получившие коронавирусный импульс для развития грузовые авиаперевозки. Пассажирские, грузопассажирские (об этом ниже) и просто грузовые борта стоят на приколе — одни на Родине, другие за границей, где их настигли владельцы, решившие разорвать все контракты с РФ. Виден ли свет в конце небесного тоннеля, обозреватель vgudok.com выяснял вместе с экспертами.

В грузовой отрасли РФ (точнее, её авиационной составляющей) сложилась парадоксальная ситуация: получившие иммунитет от коронавируса грузовые авиаперевозки могут загнуться от западных санкций. Пакеты ограничений, введённые из-за специально военной операции ВС РФ на Украине, как покрывалом накрыли и сегмент пассажирских перевозок, и получившие коронавирусный импульс для развития грузовые авиаперевозки. Пассажирские, грузопассажирские (об этом ниже) и просто грузовые борта стоят на приколе — одни на Родине, другие за границей, где их настигли владельцы, решившие разорвать все контракты с РФ. Виден ли свет в конце небесного тоннеля, обозреватель vgudok.com выяснял вместе с экспертами.

Небо Европы закрыто для российской авиации, а над Россией летать запрещено уже западным компаниям. Туристов стало меньше, но те, кто всё же стремится посетить Европу, выбирают полёты с пересадками в странах, которые пока ещё открыты для авиасообщения с Россией. На первом месте — столица Турции Стамбул.

Но если у пассажиров, читай: клиентов авиакомпаний, есть хоть какой-то выбор, то у авиаперевозчиков ситуация патовая. Где-то за границей застрял парк самолётов, резко снизился объём перевозок грузов. И это касается не только российских участников рынка — санкции ударили и по западным коллегам по бизнесу, рассказал vgudok.com главный редактор сайта www.avia.ru Роман Гусаров.

«Закрытие неба Европы и России больше всего ударило по грузовой, транспортной авиации. Через территорию России из Азии в Европу перемещается большое количество грузов. И перевозятся они и европейскими, и азиатскими, и российскими авиакомпаниями. На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: европейские авиакомпании практически потеряли этот рынок. У них нет возможности летать в обход России.

Потому что азиатские компании летают напрямую, а значит, их услуги стоят дешевле.

И очевидно, что грузоотправители будут переходить к ним. Европейские коллеги при этом могут вовсе потерять этот рынок, а он один из ключевых. Азиатское направление для Европы наиболее интенсивное: там и товары, и много ещё чего. В итоге азиатские компании могут быть в сложившейся ситуации в выигрыше, а европейские в большом минусе», — уверен эксперт.

Российским авиационным грузоперевозчикам тоже не позавидуешь. Санкции спровоцировали запрет на использование существенного объёма лётного парка. Помимо этого, часть его застряла за границей, и как вернуть самолёты домой — пока сказать никто не может. А значит, приходится ограничивать себя не только по направлениям, но и по объёмам перевозимых грузов.

Продолжают летать авиакомпании, имеющие в своём флоте самолёты, на которые не распространяются международные санкции. Это преимущественно техника, созданная ещё в СССР: Ил-76 и произведённые в 90-х Ту-204 в грузовом варианте. Хотя сейчас пользуются и грузовой модификацией Боинга.

«В России основной перевозчик — это авиакомпания «Волга-Днепр» и «дочка» AirBridgeCargo. Она сильно пострадала во всей этой ситуации, потому что сейчас не может летать в сторону Европы на своём основном коммерческом флоте. Это Боинг-747 в грузовой модификации. Самолёты эти базировались у них во Франкфурте. Они и сейчас там стоят.

Не могут ни вылететь, ни взлететь, тем более, они имеют европейскую регистрацию.

Один самолёт у компании задержан в Канаде. Он летел с грузом медикаментов, но пока летел, Канада закрыла воздушное пространство для пролётов российских авиакомпаний и, по сути, перехватила этот борт. Он сейчас там под арестом как нарушитель воздушного пространства», — рассказывает г-н Гусаров. 

По данным Росавиации, объём грузов и почты, перевезённых российскими авиакомпаниями в 2021 году, подскочил относительно 2020 года на 26%, до 1,48 млн тонн. Лидером являлась AirBridgeCargo, которая перевезла 639 тыс. тонн. На втором месте — «Аэрофлот» (187,2 тыс. тонн, +18%), третью строчку заняла авиакомпания Sky Gates. На четвёртом месте крупнейших грузоперевозчиков — S7 (77,2 тыс. тонн, +23%), замыкает топ-5 авиакомпания «Авиастар-Ту» (66 тыс. тонн, +43%).

Терять рынок грузовых авиаперевозок категорически нельзя. Для России этот сегмент существенен, как и для других стран. Но РФ является ещё и транзитной страной для многих грузоотправителей. Облететь страну если и возможно, то стоит это очень дорого. Итак, мягко говоря, недешёвая доставка авиацией при закрытии неба может достичь космических цен, считает Роман Гусаров.

«Для России также важно сохранить пассажирское авиасообщение. Немалое количество грузов перевозится в багажных отсеках пассажирских самолётов: почта, покупки с «Али Экспресс». Когда в пандемию пассажирская авиация встала, возникли огромные проблемы с грузоотправлениями. У грузовых компаний как раз настал золотой век. Если брать 2020 год, то убытки пассажирского сегмента составили порядка 200 млрд руб., а у грузового сегмента прибыль составила 40 млрд руб.

Этот сегмент важен, он имеет свою нишу.

Надо понимать, что есть, к примеру, медицинские грузы, которые требуют быстрой доставки, есть другие товары с определёнными условиями хранения, наконец есть негабаритные грузы, которые необходимо доставить именно самолётом.

Например, турбина для электростанции или какой-то промышленный станок. Есть большой ассортимент, который с точки зрения логистики отправлять альтернативными видами транспорта долго, дорого, сложно и не всегда возможно», — добавляет эксперт. 

Пандемия в какой-то момент развернула авиарынок. На пике вспышки вируса закрылись почти все пассажирские направления. Но бизнес не отвернулся от самолётов. Они просто переквалифицировались. Те, что раньше перевозили людей, стали транспортниками, или грузовиками в небе. На месте туриста оказалась коробка с медикаментами, на месте пассажира — упаковка товаров. И такая реинкарнация, на самом деле, помогла отрасли не загнуться.

«Есть два варианта конвертации самолёта из пассажирского в грузовой. Один традиционный: когда самолёт уже отлетал какое-то количество времени на пассажирских маршрутах, но ещё есть половина эксплуатационного календарного срока, его можно взять на вторичном рынке и превратить в грузовой.

Брали «Боинги», «Эйрбасы», сзади вырезалась большая багажная дверь для погрузки грузов, усиливался пол, чтобы можно было европалеты закатывать, и это всё прекрасно работало. Такие машины пользовались спросом, — напоминает Роман Гусаров. — Когда случилась пандемия и не стало хватать провозных ёмкостей, то есть пассажиров, компании стали сами перевозить грузы.

Они получали специальные разрешения, закрывали пассажирские кресла специальными чехлами...

И лёгкие, к примеру, медицинские грузы складывали прямо в салон, не демонтируя его. При этом можно было даже брать некоторое количество пассажиров, которые на тот момент имели право вылета в Европу или ещё куда-то. Получались грузопассажирские рейсы. Но основная задача у них была доставлять грузы. Забивался и багажный отсек, и пассажирские салоны».

После начала специально военной операции России на Украине авиавласти Евросоюза, Великобритании, Канады и США закрыли своё воздушное пространство для российских перевозчиков. Росавиация ответила аналогичными запретами. Помимо этого Евросоюз ввёл санкции, которые запрещают поставки в Россию гражданских самолётов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование.

Кроме того, санкции обязали лизингодателей разорвать до конца марта действующие контракты с перевозчиками, большую часть их парков составляют иностранные «Боинг» и «Эйрбас».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer