Минпромторг хочет наладить производство в России собственных деталей для ремонта оставленных в стране Boeing и Airbus. Как сообщают «Известия», замглавы ведомства Олег Бочаров обратился с письмом в министерство транспорта, чтобы авиаперевозчики и сервисные компании предоставили данные по номенклатуре и количеству требуемых запчастей. Что думают по поводу такой перспективы специалисты?
В конце февраля Евросоюз ввел санкции, согласно которым Россия до конца марта должна расторгнуть все контракты и вернуть суда лизингодателям. Но в середине марта Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации, который позволил это не делать, а подавляющее число бортов было переведено из иностранных в российский реестр. После этого ЕС несколько смягчил лизинговые требования — но не в том, что касается ремонта и обслуживания воздушных судов. То есть Россия попадает в ситуацию, во многом схожую с иранской. Тегеран уже много лет обходит санкции и ввозит контрафактные детали для ремонта окольными путями. Но такая перспектива не воодушевляет, указывает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий
гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Находятся люди, компании, которые через Эмираты, Турцию, через всякие контрабандные схемы что-то поставляют. По статистике, Иран последние лет 15 находится в топ-5 стран по количеству аварий и погибших в мире, несколько лет даже возглавлял список. До введения санкций только около 10% западных двигателей обслуживалось в России, причем полностью обслуживать ни один двигатель не могли, делать капитальный ремонт ни одного двигателя не было возможности».
Наладить полноценное производство запчастей для Boeing и Airbus — задача малореальная. Причем такие суда не смогут лететь за границу, так как возникает проблема с сертификацией, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Для Boeing производят тысячи предприятий по всему миру, а мы хотим это все делать здесь самостоятельно — причем и для Boeing, и для Airbus. Мне кажется, это вообще нереализуемо. Эту инициативу — может, она неправильно нами ретранслируется — мы не совсем поняли, но в таком формате она совершенно непонятна. Если будет отечественная сертификация, эту сертификацию никто не признает, и наши самолеты вообще никуда не смогут летать. Если мы захотим сертифицировать там, где были сертифицированы самолеты, в Европе и Америке, совместно с производителем самолетов, я не думаю, что они нам позволят это сделать — не для того вводили санкции. Тем более что нужно сертифицировать не только само изделие, но еще и производство, завод, который делает, а это еще сложнее».
Новым законом о поддержке гражданской авиации предусмотрен не только перевод воздушных судов из иностранных в российский реестр, но и выдача им отечественных сертификатов летной годности. Но проблему запчастей это не снимает, отмечает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин
авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru
«Теоретически можно, не имея конструкторской документации, взять детали существующих самолетов, их как-то обмерить, сделать их копии, но ничего хорошего не получится, потому что затруднительно сделать точно такую же деталь и точно такие же материалы. Это будут контрафактные запчасти, которые могут серьезно угрожать безопасности полетов. Безусловно, можно взять какую-то штучную деталь, напечатать на 3D-принтере какую-нибудь некритичную деталь, какую-нибудь пластиковую панель для туалета, еще что-то».
Изначальные надежды на то, что замену европейским и американским запчастям удастся найти на Востоке, не подтвердились. В марте начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов сообщил журналистам, что Пекин отказал авиакомпаниям из России в поставках комплектующих для самолетов. Однако, по его мнению, сохраняется надежда на то, что удастся договориться о поставке узлов из Индии и Турции.