Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ


19 апреля 2022 года Артём Кореняко, Тимофей Дзядко, РБК


Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказали два источника, близких к профильным ведомствам.

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний власти планируют дополнительный выпуск акций группы «Аэрофлот» и погашение долгов других перевозчиков за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказали два источника, близких к профильным ведомствам.

По словам одного из них, Минфин, Минтранс и Росимущество должны подготовить проекты соответствующих распоряжений правительства к 1 июня. Как рассказали РБК представитель «Уральских авиалиний» и источник еще в одной крупной российской авиакомпании, в правительстве также обсуждают вариант снижения долговой нагрузки перевозчиков за счет вхождения государства в их капитал.

«В настоящее время данный вопрос (докапитализация «Аэрофлота» и использование средств ФНБ. — РБК) обсуждается на площадке правительства», — сообщили в пресс-службе Минфина. Конкретные решения для «содействия авиационной отрасли» еще не приняты, уточняет представитель Росимущества (через него правительство контролирует «Аэрофлот»). Сейчас в правительстве «могут обсуждаться различные варианты», добавляет он.

РБК направил запросы в правительство, Минтранс, группы «Аэрофлот», S7 и другим крупнейшим российским перевозчикам.

Как власти хотят помочь авиакомпаниям

В ходе новой допэмиссии группы «Аэрофлот» (в нее входят одноименная авиакомпания, «Победа» и «Россия») акции планируется разместить по открытой подписке по цене, которую определит независимый оценщик, говорит источник, близкий к правительству. При этом доля государства в компании не должна уменьшаться — сейчас она составляет 57,34%.

В последний раз дополнительное размещение акций группы проходило осенью 2020 года в разгар пандемии коронавируса. Тогда компания привлекла 80 млрд руб., из которых больше половины (40,9 млрд руб.) было выделено из ФНБ. В итоге доля государства даже выросла — до этого ему принадлежало лишь 51,17%. Тогда докапитализация компании объяснялась повышением ликвидности в кризис. Из-за ограничений на международные полеты пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году упал на 46% (до 69,2 млн человек), а группа «Аэрофлот» пострадала еще сильней — она потеряла 60,9% трафика. Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб., из них убыток «Аэрофлота» — 96,5 млрд руб.

Другим перевозчикам, не входящим в группу «Аэрофлот», власти планируют предложить выкуп их ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства они смогут направить на погашение долгов — конвертированной задолженности по аккредитивам и капитализированных процентов по кредитам. У правительства нет цели получить контроль над авиакомпаниями и снизить конкуренцию на рынке авиаперевозок, подчеркивает источник РБК, близкий к правительству. «Цель обсуждаемых мер, в том числе по возможному выкупу акций, — действенная помощь перевозчикам, оказавшимся в сложной ситуации», — подчеркивает собеседник.

Представитель «Уральских авиалиний» (занимают четвертое место в России по количеству пассажиров), которые принадлежат гендиректору компании Сергею Скуратову, говорит, что менеджмент перевозчика работает с Минтрансом по этому вопросу. «Но чтобы принять какое-либо решение по участию авиакомпании в сделке, нужны более четкие ее параметры и условия выпуска [ценных бумаг]», — отмечает он. О каком пакете акций и других возможных параметрах подобной сделки может идти речь, собеседник РБК не уточнил. Долги «Уральских авиалиний» на ноябрь 2021 года — 1,24 млрд руб., говорил в интервью РБК сам Скуратов.

В 2020 году власти выделили всем авиакомпаниям из бюджета почти 21 млрд руб. В первую очередь эти средства были предоставлены на компенсацию расходов по выплате зарплат и лизинговых платежей за самолеты. В 2022 году прямая поддержка авиакомпаний вырастет в пять раз — до 110 млрд руб., пообещал первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая в Совете Федерации на прошлой неделе, 13 апреля. Эти деньги будут выдаваться на поддержку операционной деятельности и перевозку пассажиров в летне-осенний период. Такая поддержка будет направлена на то, чтобы пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2022 года составил не 100 млн человек (в 2021 году было перевезено 111 млн), говорил в конце марта президент Владимир Путин.

Почему перевозчикам снова нужна господдержка

После введения западных санкций против российской авиаотрасли в ответ на начало военной спецоперации на Украине перевозчики столкнулись с многочисленными сложностями. Для них закрыто небо Евросоюза, западные лизинговые компании перестали поставлять им новые самолеты и начали арестовывать уже предоставленные лайнеры за рубежом, остановлены поставки запчастей и т.д. К тому же с конца февраля закрыты полеты в южные аэропорты России по вопросам безопасности.

В конце марта Российская ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ; объединяет крупнейшие авиакомпании) направила в правительство предложения из 98 мер поддержки отрасли в условиях «внешнего санкционного давления». Из них срочного принятия требуют 12 положений, включая освобождение воздушных судов, зарегистрированных в России, от налога на имущество и транспортного налога и выкуп за счет средств федерального или регионального бюджетов самолетов у лизинговых компаний с последующей их передачей в безвозмездное пользование авиакомпаний. РБК направил запрос в АЭВТ.

Новая допэмиссия «Аэрофлота» — «инструмент для сохранения авиакомпании как таковой», соглашается главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но он считает странным шагом выкуп акций других авиакомпаний: «Сейчас в этот непростой для отрасли период важно сохранить больше действительно независимых от государства авиакомпаний, которые умеют сокращать издержки и за счет этого повышать эффективность отрасли».

Сейчас все идет к тому, что цены будут определяться масштабами субсидирования перевозок, а не рыночными факторами, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Если правительство дальше будет накачивать отрасль субсидиями, это может превратить гражданскую авиацию в новый вид общественного транспорта с регулированием тарифов», — допускает он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие



Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer