С приближением сезона отпусков вопрос авиаперелетов становится все более актуален, но в связи и с «закрытым небом» ряда стран, и проблемами с лизингом самолетов, и с их страхованием, и с техобслуживанием, от которого напрямую зависит безопасность полетов, возможности и туризма, и авиаперевозок могут оказаться ограничены.
Как заявил в пресс-центре НСН президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов, авиакомпании, работающие в России, сократили количество полётов, так как уменьшается загрузка рейсов, существуют сложности, связанные с переходом из иностранного в российский регистр, а также были проблемы с получением сертификатов летной годности. Однако на данным момент, по его словам, рейсы выполняются, и такие компании как, например, «Победа» и «Сибирь» (летает под брендом S7, — ред.) работают в нормальном режиме, так как избыточного флота у них не было.
Вместе с тем, как заметил главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров, полеты в Европу и Северную Америку для российских авиакомпаний сейчас закрыты.
«Справедливости ради надо отметит, что в связи с пандемией в 2020 году трафик в сторону Европы был минимальный, в 2021 году за рубеж путешествовали всего 21% от всего российского пассажиропотока российских авиакомпаний», — пояснил он.
При этом на европейское направление приходились единицы процентов из-за действующих там ковидных ограничений, заметил эксперт. По его словам, сейчас все профильные ведомства работают над восстановлением маршрутов на наиболее популярные для массового туризма курорты — Малая и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток. Страны этих регионов никаких рестрикций в отношении российских авиакомпаний не вводили.
«Единственное ограничение связано с тем, что до возобновления полетов администрациям этих стран предлагается дать гарантии, что наши самолеты в их аэропортах не будут задерживаться по требованию третьих стран ни при каких условия. Только после этого можно будет возобновлять полеты в эти страны и говорит, что авиасообщение для основной массы россиян останется доступным на прежнем уровне», — подчеркнул Роман Гусаров.
По словам Игоря Дельдюжова, некоторые страны такие гарантии уже дали, например, Шри-Ланка, поэтому полеты в Коломбо уже открыты.
Президент Союза адвокатов России, доктор юридических наук Игорь Трунов добавил, что до введения западных санкций в Россию летали 60 авиакомпаний, но за прошедшие полтора месяца их количество сократилось в два раза. Вместе с тем, после снятия Россией с 4 апреля антиковидных ограничений возобновились рейсы в 52 страны, каждая из которых имеет свои авиакомпании, поэтому стоит ожидать возвращения ряда авиакомпаний в Россию.
Немаловажен и вопрос техобслуживания самолетов — поскольку он тесно связан с безопасностью полётов. Как заявил Игорь Дельдюжов, в России нет запасов комплектующих для самолетов иностранного производства.
«Такая логистика обслуживания импортных самолетов, что запасов запчастей нет. Очень оперативно поставлялась нужная запчасть, вплоть до нескольких часов привозили, и дольше получалось растаможить, оформить уже здесь, в России. Сейчас, конечно, нету этих запчастей. Пока поступают предложения летчикам очень бережно относиться к эксплуатации воздушных судов, тормозить не так интенсивно, чтобы не изнашивались колодки, беречь самолет, не бить его. Проблема даже с жидкостями: в России не производят жидкость для гидравлики, которая сертифицирована, например, для Боинга, или масла для двигателей и так далее», — пояснил он.
Впрочем, эксперт заверил, что контрафакт на самолеты ставить никто не будет. Следить за этим будут и лизингодатели. Вопрос лизинга самолетов эксперты затронули особо. По словам Игоря Трунова, сейчас у «Аэрофлота» есть пять аэробусов А-310, которые находятся в финансовом лизинге.
«По сути, их купили в рассрочку и отобрать их не могут. Европейская комиссия продлила контракты финансового лизинга», — пояснил он.
Эксперт также напомнил, что есть постановление правительства, которое регламентирует порядок выкупа по финансовому лизингу. Арестованные 78 самолетов были не в финансовом лизинге, а в оперативном, что, по словам юриста, является арендой.
Как считает Роман Гусаров, Евросоюз, скорее всего, попытается сохранить прибыль, получаемую от лизинга самолетов, поэтому и ввел на прошлой неделе «тихое послабление» решив сохранить договоры лизинга, которые были заключены до 26-го февраля.
«Если они вынуждены будут забрать самолеты у наших компаний, то у нас будут большие проблемы, но у них потери будут еще более тяжелые, самолеты станут просто ржаветь на бетоне, поэтому европейский бизнес ищет возможности легального обхода, и, я думаю, такой шанс им политики дадут», — предположил эксперт.
Игорь Дельдюжов менее оптимистичен и считает, что отрасль несет серьезные убытки, а кроме того, началось сокращение сотрудников авиакомпаний.
«Пока об этом объявил только „Аэрофлот“, позавчера начали выдавать уведомления о сокращении: с 13 июня убирают полностью отряд „Суперджета“, часть самолетов уже передали в авиакомпанию „Россия“, оставшихся там 30−50 человек собираются сокращать. Закрыт полностью южный терминальный комплекс в аэропорту Шереметьево — это терминалы D и F, люди не ходят на работу. Не нужны, значит, ни техники, ни инженеры. Что будет с Госкорпорацией по ОрВД, если ни российские авиакомпании не летают и иностранцев мы не пускаем?» — обеспокоен он.
В свою очередь Роман Гусаров отметил, что у азиатских компаний есть возможность летать транзитом через Россию, а они являются конкурентами европейских компаний и в течение примерно полугода «заберут эти грузопотоки» от западных авиакомпаний, которым небо над Россией закрыто, в свою пользу.