Расчеты за покупку и лизинг иностранных самолетов переведут в рубли. Новые правила будут действовать в течение этого года, следует из документа, подписанного премьером Михаилом Мишустиным.
Если у иностранного лизингодателя из «недружественной» страны зарегистрировано в России структурное подразделение, платежи будут производиться на его счет в российском банке в рублевом эквиваленте по официальному курсу ЦБ.
Если у компании есть структурное подразделение в стране, не присоединившейся к санкциям против России, платеж совершат в нацвалюте государства, где зарегистрировано это подразделение, или в рублях.
Пойдут ли на такие правила игры лизингодатели? Мнение авиаэксперта, главреда портала FrequentFlyers.ru Ильи Шатилина:
Илья Шатилин
главред портала FrequentFlyers.ru
«Я думаю, что вот эти нововведения, касающиеся рублевых расчетов, коснутся именно договоров финансового лизинга, а не операционного. Здесь особого выбора у лизингодателя нет, он либо получает деньги в рублях, либо не получает вообще, как с газом по большому счету. Возможно, это может сподвигнуть европейские власти на смягчение санкций, чтобы существующие лизинговые договоры можно было продлить, а не аннулировать. В конце прошлой недели смягчили санкции, разрешили лизингодателям исполнять договора, подписанные до 26-го, по-моему, февраля. Эти лизингодатели могут получать деньги в рублях».
Механизмы, предложенные кабмином, позволят соблюсти интересы и российских перевозчиков, и лизингодателей. Последние наверняка начнут открывать дочерние компании, чтобы получать такие платежи, считает аналитик, главред портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Главное, на чем стоит правительство, что мы остаемся в правовом поле, не изымаем чужую собственность. То есть [не делаем] то, что сейчас делает ЕС, те недружественные страны, которые наплевали на договорное право, на право частной собственности. Законодатели западного мира заинтересованы, чтобы к ним эти самолеты вернулись, потому что для них это действительно тяжелые потери, большие убытки. Поэтому они громко не будут об этом заявлять, но думаю, что тихо согласятся. Если у них нет представительства в России или в какой-то дружественной стране, то скорее они создадут такие представительства, найдут партнеров и будут получать платежи в том формате, в котором это сейчас технически возможно.
— Как это все увязывается с ранним законом, который разрешает регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных компаний? Они не противоречат друг другу?
— Предыдущие решения были направлены в первую очередь на возможность перерегистрации воздушных судов в российский реестр, и это никак не влияет на право собственности, это всего лишь регистрация в той или иной юрисдикции, что позволило нашим авиакомпаниям получить российский национальный сертификат летной годности и сохранить эти самолеты в эксплуатации.
Владимир Путин 1 апреля подписал указ о временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами. В документе речь шла о расчетах в рублях за покупку, аренду и лизинг не только самолетов, но и вспомогательных силовых установок и авиадвигателей.
В связи с санкциями в России разрешили регистрировать права на зарубежные лайнеры, находящиеся в лизинге у отечественных компаний. По данным Минтранса на конец марта, российские перевозчики перевели в реестр страны почти 800 иностранных самолетов. При этом 78 были арестованы за границей.