Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Техобслуги перед отечеством


9 марта 2022 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Предложенный Минтрансом план продления сертификатов летной годности иностранных самолетов и их самостоятельного обслуживания в РФ вызвал критику участников рынка. Отсутствие обновлений ПО и авторского надзора разработчиков, говорят игроки, может серьезно повлиять на безопасность полетов. Грозят сложности и российскому парку SSJ, которому французский производитель отказал в обслуживании двигателей.

Предложенный Минтрансом план продления сертификатов летной годности иностранных самолетов и их самостоятельного обслуживания в РФ вызвал критику участников рынка. Отсутствие обновлений ПО и авторского надзора разработчиков, говорят игроки, может серьезно повлиять на безопасность полетов. Грозят сложности и российскому парку SSJ, которому французский производитель отказал в обслуживании двигателей.

Участники рынка, по данным “Ъ”, резко критикуют планы Минтранса по «обеспечению непрерывного выполнения полетов гражданских воздушных судов» в условиях санкций. Проект постановления правительства был опубликован 5 марта. Он предполагает продление до 1 сентября сертификатов летной годности иностранных самолетов и эксплуатационно-технической документации на комплектующие. Техобслуживание предлагается разрешить сертифицированным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, одобрив разработку схем, «выходящих за рамки эксплуатационно-технической документации».

По словам источника “Ъ” в Минтрансе, из примерно 300 обслуживающих предприятий в РФ наиболее крупные принадлежат авиакомпаниям. Это, например, «А-Техникс» группы «Аэрофлот», S7 Technics группы S7, техцентр Ural Airlines Technics «Уральских авиалиний» и «ТС Техник» у Utair. По данным собеседников “Ъ” на лизинговом и авиационном рынках, всего в РФ эксплуатируется около 980 самолетов, примерно 750 из них — иностранные.

Сомневаются в адекватности предлагаемого механизма, признает источник “Ъ”, и в самом Минтрансе. Многие элементы техобслуживания невозможно перехватить в одностороннем порядке, например обновление ПО автопилотов. Telegram-канал Aviaincident уже сообщил о двух случаях отказа автопилота на самолете Airbus A320 «Уральских авиалиний» 6 марта. Оба рейса завершились благополучно, официальных данных об инцидентах нет, в авиакомпании вопрос не комментировали.

Источники “Ъ” в руководстве перевозчиков опасаются ускоренного принятия проекта Минтранса без учета возражений отрасли, надеясь только на то, что цель документа — «набрать критическую массу замечаний и отказаться от идеи».

Вопрос в том, возьмется ли кто-то возражать, «каждое слово сейчас может иметь негативные последствия, что затрудняет любые решения». Пока вслух высказать в целом общую по отрасли позицию решилась только Ассоциация малых авиационных предприятий. Там отметили, что пункт о самостоятельной разработке схем ремонта и обслуживания на сертифицированных в РФ предприятиях, согласно Воздушному кодексу, допустим только для категории «единичных экземпляров воздушного судна», но не в коммерческих перевозках.

Санкции обнажили проблему непроработанной или отсутствующей нормативной базы как для сертификации воздушных судов, так и для поддержания летной годности, отмечает один из источников “Ъ”. «Авиакомпании не раз говорили Минтрансу и Росавиации, что у нас отсутствует гармонизация правил по международным стандартам, ускоренный перевод самолетов в госреестр не решит эту проблему, просто нет регламентов техобслуживания воздушных судов»,— подчеркивает топ-менеджер крупной авиакомпании. «Если в международных регламентах, условно, техпроцедура занимает 500 страниц описания, у нас ее или нет, или это брошюра на 10 страниц, часто без конкретики»,— поясняет другой источник “Ъ”.

Причем проблемы могут возникнуть и у российских самолетов: на SSJ 100 (у авиакомпаний их 130–140 штук) установлены российско-французские двигатели Sam146.

Российский двигатель ПД-8 для SSJ 100 и Бе-200 должен быть сертифицирован в 2023 году, сертификация МС-21 с ПД-14 планировалась на конец 2022 года. О переносах сроков не сообщалось. С SaM146 и так было немало сложностей, перевозчики жаловались на нехватку техники в подменном пуле.

Теперь встает вопрос об их техобслуживании, ремонте и продлении ресурса.

Safran Aircraft Engines еще 28 февраля уведомила авиакомпании о приостановке поддержки. «Нас предупредили, что вся ответственность за безопасность возлагается на нас, и рекомендовали не выходить за пределы ресурсов, "ОДК-Сатурн" обещал предоставить комплектующие и документацию, но как все будет работать на практике — не знаем»,— рассказал собеседник в одной из авиакомпаний. «Французы отвечали за "горячую часть" двигателя, где находится камера сгорания топлива. Российская часть — "холодная". По определению "горячая часть" сложнее как в разработке, так и в поддержке. Как будет решаться задача — пока вопрос»,— добавляет источник “Ъ” в авиапроме.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что вопросы возникнут в первую очередь с новым и современным парком.

Тогда как, по его мнению, семейства Boeing 737NG и A320 со старыми двигателями CFM56 «проверены десятилетиями и менее зависимы от поддержки разработчика, все дефекты, которые можно было выявить, уже обнаружили». Имеющиеся навигационные базы с учетом сокращения доли международного авиасообщения, полагает он, должны быть достаточны для полетов по РФ и в доступное зарубежье. «Мы находимся в ситуации, когда хороших решений нет. Либо вообще не летать, либо принимать риски»,— добавляет эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он допускает вариант, когда рейсы внутри страны будут выполнять иностранные перевозчики. Но это сложная правовая схема, и они тоже могут попасть под санкции.

При этом авиаторы, все еще надеясь на нормализацию ситуации, подчеркивают, что перевод иностранных самолетов под надзор российской стороны может бесповоротно испортить отношения с западными авиаконцернами и лизингодателями. Эксперты же считают, что российские власти в будущем в любом случае не допустят использования иностранных самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer