Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Техобслуги перед отечеством


9 марта 2022 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Предложенный Минтрансом план продления сертификатов летной годности иностранных самолетов и их самостоятельного обслуживания в РФ вызвал критику участников рынка. Отсутствие обновлений ПО и авторского надзора разработчиков, говорят игроки, может серьезно повлиять на безопасность полетов. Грозят сложности и российскому парку SSJ, которому французский производитель отказал в обслуживании двигателей.

Предложенный Минтрансом план продления сертификатов летной годности иностранных самолетов и их самостоятельного обслуживания в РФ вызвал критику участников рынка. Отсутствие обновлений ПО и авторского надзора разработчиков, говорят игроки, может серьезно повлиять на безопасность полетов. Грозят сложности и российскому парку SSJ, которому французский производитель отказал в обслуживании двигателей.

Участники рынка, по данным “Ъ”, резко критикуют планы Минтранса по «обеспечению непрерывного выполнения полетов гражданских воздушных судов» в условиях санкций. Проект постановления правительства был опубликован 5 марта. Он предполагает продление до 1 сентября сертификатов летной годности иностранных самолетов и эксплуатационно-технической документации на комплектующие. Техобслуживание предлагается разрешить сертифицированным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, одобрив разработку схем, «выходящих за рамки эксплуатационно-технической документации».

По словам источника “Ъ” в Минтрансе, из примерно 300 обслуживающих предприятий в РФ наиболее крупные принадлежат авиакомпаниям. Это, например, «А-Техникс» группы «Аэрофлот», S7 Technics группы S7, техцентр Ural Airlines Technics «Уральских авиалиний» и «ТС Техник» у Utair. По данным собеседников “Ъ” на лизинговом и авиационном рынках, всего в РФ эксплуатируется около 980 самолетов, примерно 750 из них — иностранные.

Сомневаются в адекватности предлагаемого механизма, признает источник “Ъ”, и в самом Минтрансе. Многие элементы техобслуживания невозможно перехватить в одностороннем порядке, например обновление ПО автопилотов. Telegram-канал Aviaincident уже сообщил о двух случаях отказа автопилота на самолете Airbus A320 «Уральских авиалиний» 6 марта. Оба рейса завершились благополучно, официальных данных об инцидентах нет, в авиакомпании вопрос не комментировали.

Источники “Ъ” в руководстве перевозчиков опасаются ускоренного принятия проекта Минтранса без учета возражений отрасли, надеясь только на то, что цель документа — «набрать критическую массу замечаний и отказаться от идеи».

Вопрос в том, возьмется ли кто-то возражать, «каждое слово сейчас может иметь негативные последствия, что затрудняет любые решения». Пока вслух высказать в целом общую по отрасли позицию решилась только Ассоциация малых авиационных предприятий. Там отметили, что пункт о самостоятельной разработке схем ремонта и обслуживания на сертифицированных в РФ предприятиях, согласно Воздушному кодексу, допустим только для категории «единичных экземпляров воздушного судна», но не в коммерческих перевозках.

Санкции обнажили проблему непроработанной или отсутствующей нормативной базы как для сертификации воздушных судов, так и для поддержания летной годности, отмечает один из источников “Ъ”. «Авиакомпании не раз говорили Минтрансу и Росавиации, что у нас отсутствует гармонизация правил по международным стандартам, ускоренный перевод самолетов в госреестр не решит эту проблему, просто нет регламентов техобслуживания воздушных судов»,— подчеркивает топ-менеджер крупной авиакомпании. «Если в международных регламентах, условно, техпроцедура занимает 500 страниц описания, у нас ее или нет, или это брошюра на 10 страниц, часто без конкретики»,— поясняет другой источник “Ъ”.

Причем проблемы могут возникнуть и у российских самолетов: на SSJ 100 (у авиакомпаний их 130–140 штук) установлены российско-французские двигатели Sam146.

Российский двигатель ПД-8 для SSJ 100 и Бе-200 должен быть сертифицирован в 2023 году, сертификация МС-21 с ПД-14 планировалась на конец 2022 года. О переносах сроков не сообщалось. С SaM146 и так было немало сложностей, перевозчики жаловались на нехватку техники в подменном пуле.

Теперь встает вопрос об их техобслуживании, ремонте и продлении ресурса.

Safran Aircraft Engines еще 28 февраля уведомила авиакомпании о приостановке поддержки. «Нас предупредили, что вся ответственность за безопасность возлагается на нас, и рекомендовали не выходить за пределы ресурсов, "ОДК-Сатурн" обещал предоставить комплектующие и документацию, но как все будет работать на практике — не знаем»,— рассказал собеседник в одной из авиакомпаний. «Французы отвечали за "горячую часть" двигателя, где находится камера сгорания топлива. Российская часть — "холодная". По определению "горячая часть" сложнее как в разработке, так и в поддержке. Как будет решаться задача — пока вопрос»,— добавляет источник “Ъ” в авиапроме.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что вопросы возникнут в первую очередь с новым и современным парком.

Тогда как, по его мнению, семейства Boeing 737NG и A320 со старыми двигателями CFM56 «проверены десятилетиями и менее зависимы от поддержки разработчика, все дефекты, которые можно было выявить, уже обнаружили». Имеющиеся навигационные базы с учетом сокращения доли международного авиасообщения, полагает он, должны быть достаточны для полетов по РФ и в доступное зарубежье. «Мы находимся в ситуации, когда хороших решений нет. Либо вообще не летать, либо принимать риски»,— добавляет эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он допускает вариант, когда рейсы внутри страны будут выполнять иностранные перевозчики. Но это сложная правовая схема, и они тоже могут попасть под санкции.

При этом авиаторы, все еще надеясь на нормализацию ситуации, подчеркивают, что перевод иностранных самолетов под надзор российской стороны может бесповоротно испортить отношения с западными авиаконцернами и лизингодателями. Эксперты же считают, что российские власти в будущем в любом случае не допустят использования иностранных самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer