Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


S7 опускает небесный занавес


5 марта 2022 года Яна Бондарь, Октагон.Сибирь


Воздушная блокада России и западные санкции ударят по перевозкам внутри страны. Риск закрытия навис над крупнейшей частной компанией – S7 Airlines. Этот авиаперевозчик эксплуатирует исключительно самолёты иностранного производства, больше таких судов только у «Аэрофлота». Зарубежные организации уже заявили об отзыве своих самолётов, которые сдавали S7 в долгосрочную аренду, а также о прекращении обслуживания авиатранспорта. Эксперты предрекают закрытие многих маршрутов, в том числе внутри страны, в ближайшие месяцы, если перевозчику не удастся перейти на отечественные лайнеры либо найти партнёров на Востоке.

Воздушная блокада России и западные санкции ударят по перевозкам внутри страны. Риск закрытия навис над крупнейшей частной компанией – S7 Airlines. Этот авиаперевозчик эксплуатирует исключительно самолёты иностранного производства, больше таких судов только у «Аэрофлота». Зарубежные организации уже заявили об отзыве своих самолётов, которые сдавали S7 в долгосрочную аренду, а также о прекращении обслуживания авиатранспорта. Эксперты предрекают закрытие многих маршрутов, в том числе внутри страны, в ближайшие месяцы, если перевозчику не удастся перейти на отечественные лайнеры либо найти партнёров на Востоке.

Неделя закрытий

Авиапарк компания S7 Airlines включает 103 пассажирских самолёта, из которых Airbus – 67, Boeing – 19, Embraer – 17. В конце прошлой недели Евросоюз объявил о запрете продаж, лизинга, передачи или экспорта в Россию самолётов Airbus и их компонентов. Мера касается не только новых контрактов, в течение 30 дней будут разорваны также и существующие лизинговые договоры. Кроме того, Airbus больше нельзя ремонтировать и обслуживать в российских авиакомпаниях.

Подобные санкции ввели и другие компании, чьи воздушные суда использует S7 Airlines. Американский Boeing и бразильский Embraer заявили о прекращении поставок комплектующих и технического обслуживания самолётов собственного производства, которые находятся в России.

За одну неделю S7 Airlines потеряла всех лизингодателей: часть самолётов отзовут до конца марта, а другие перестанут обслуживать.

Перевозчик объявил о значительном сокращении количества международных рейсов. Вначале авиакомпания отменила все рейсы в Европу на период с 26 февраля по 13 марта из-за закрытия европейскими государствами воздушного пространства. Сегодня она сообщила об отмене всех рейсов на международных направлениях с 5 марта. Это заявление сопровождалось новостями о том, что днём ранее в Ереване у компании арестовали лайнер.

Цитрусовый провал

Летом 2022 года S7 планировала запустить лоукостер Citrus с базами в Казани и Омске. Он должен был стать вторым в России и составить серьёзную конкуренцию «Победе». Изначально в компании заявляли, что «маршрутная сеть Citrus будет соединять города России напрямую, минуя Москву и МО и Санкт-Петербург». В начале февраля этого года новая компания получила сертификат эксплуатанта воздушного судна. Руководитель Росавиации Александр Нерадько отметил тогда, что в России появился второй низкобюджетный перевозчик.

Продажа билетов на рейсы Citrus должна была стартовать в апреле. Пассажиров ожидали полёты на среднемагистральных лайнерах Airbus A320neo. В 2022-м у лоукостера должно было появиться восемь воздушных судов, в последующие годы предполагалось увеличение авиапарка до 24 самолётов. Санкции перечеркнули эти планы: запуск отложили, а набор персонала приостановили. Все объявления о вакансиях Сitrus, ранее опубликованные на HeadHunter, были архивированы в понедельник. До этого компания набирала бортпроводников, инженеров, специалистов по аэронавигационному обеспечению и различных менеджеров для работы в Москве, Омске и Казани.

Проект с инвестициями на сумму 3 млрд рублей, не успев полноценно открыться, может стать банкротом. В S7 не смогли уточнить информацию о том, принято ли решение о его закрытии или приостановке.

Тянуть резину

Эксперты в беседе с «Октагон.Сибирь» не исключили банкротства российской авиакомпании. Этот наиболее негативный сценарий может быть реализован, если санкции будут действовать как минимум полгода. Ещё во время пандемии у перевозчика возник переизбыток воздушных судов и персонала из-за недозагрузок, «а сейчас их будет ещё больше с учётом долгов», убеждён главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Что произойдёт за полгода, эксперты предсказать не берутся. Однако, судя по заявлениям представителей зарубежных лизинговых компаний, тянуть резину с возвратом самолётов им в некотором смысле выгодно.

– Пока самолёты находятся на территории России и не переданы владельцу, они могут летать как минимум по России точно. Лизингодатели ссылаются на то, что воздушное пространство закрыто и перегнать лайнеры невозможно. И пока это всех устраивает. Лизингодатели будут тянуть время в надежде, что Евросоюз пересмотрит своё решение, потому что оно невыгодно ни одной из сторон, – говорит Гусаров.

Эксперт отметил, что часть магистральных Airbus и Boeing находятся в лизинге у дочерних компаний российских банков, а значит, их не нужно будет возвращать за границу и можно продолжать полёты. Но без ремонта и запчастей это продлится лишь до первой поломки или первого планового ремонта.

Полетаем, но недолго

По мнению специалистов, запрет на техобслуживание и ремонт самолётов как раз и станет основной проблемой, с которой столкнутся российские авиакомпании. У некоторых из них срок действия сертификата лётной годности истёк 1 марта, а без него лайнеры не могут подниматься в небо – это основополагающее условие безопасности полётов.

– Ситуация сложная. Поддержание лётной годности – один из главных вопросов, который стоит сейчас перед российскими авиаперевозчиками. И его решение зависит от того, насколько быстро и эффективно Правительство России примет регулирующие меры, – пояснил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.

По словам Романа Гусарова, у S7 есть прекрасный технический центр, и компания особо не нуждается в услугах со стороны, но если не будет запчастей и если у перевозчика отнимут сертификаты, то его работа будет парализована. Собеседник издания отмёл вариант пойти по пути Ирана, который из-за санкций вынужден использовать «серые» схемы ремонта самолётов, в том числе устанавливать неоригинальные запчасти производства Китая. В случае с российскими перевозчиками это приведёт только к ещё более плохому сценарию. Как говорит Гусаров, нарушение регламентов обслуживания самолётов, которое всплывёт при очередной проверке, приведёт к тому, что России вообще запретят летать куда бы то ни было.

Лидер вне санкций

Как отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, без вмешательства властей и масштабной господдержки довольно сложно обеспечить деятельность компаний. Однако помощь могут получить не все. По мнению эксперта, руководство страны должно в ближайшее время определиться с внутренними перевозками, чтобы сохранить транспортную доступность регионов.

Несмотря на то что S7 – частная авиакомпания, без господдержки она не останется, считает Роман Гусаров. Он подчёркивает, что это один из крупнейших и лучших авиаперевозчиков страны.

– Вопрос тут в том, будет ли вообще государство поддерживать авиакомпании и кого выберет для этой поддержки. Пока что никаких заявлений не было, и этому есть оправдание, – заявил Гусаров.

«Мы ещё не понимаем окончательный объём этих санкций, они широко трактуются, и не исключено, что ЕС после психологического давления на Россию часть угроз отменит, потому что они для самого Евросоюза крайне тяжелы. Не уверен, что они готовы платить такую огромную цену, чтобы наказать Россию».

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru

Собеседник добавил, что если в ближайшие месяцы ограничения не отменят, то S7 необходимо будет искать самолёты в аренду в тех странах, которые не принимают участия в санкционной кампании. Он пояснил, что при аренде лайнеров не надо отвечать за техобслуживание. С учётом такой схемы можно будет привлечь флот с сохранением функционирования авиаперевозчика.

Это касается и замороженного лоукостера Сitrus. Как полагает Роман Гусаров, сейчас подходящее время для S7, чтобы пересмотреть подход к эксплуатации воздушных судов. Таким образом, сибирская компания и её «дочка» способны стать лидерами среди российских перевозчиков, которые используют самолёты, не попадающие в санкционное поле.

Представители S7 воздержались от комментариев по поводу дальнейших планов авиакомпании в условиях ограничений.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer