Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дать крылья: правительство нашло способ нивелировать авиасанкции


4 марта 2022 года Анастасия Львова, Известия


Правительство на фоне санкций США и ЕС рассматривает вариант автоматического продления действия сертификатов летной годности иностранных самолетов в России до 1 сентября, выяснили «Известия». Ремонт лайнеров предлагается производить по самостоятельно разработанным отечественными инженерами схемам, без согласования с Boeing и Airbus. Такие меры — единственное условие для продолжения полетов в России, считают эксперты. Но ремонт современных моделей самолетов на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей, считают они.

Правительство на фоне санкций США и ЕС рассматривает вариант автоматического продления действия сертификатов летной годности иностранных самолетов в России до 1 сентября, выяснили «Известия». Ремонт лайнеров предлагается производить по самостоятельно разработанным отечественными инженерами схемам, без согласования с Boeing и Airbus. Такие меры — единственное условие для продолжения полетов в России, считают эксперты. Но ремонт современных моделей самолетов на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей, считают они.

До осени, считают

Правительство разработало проект постановления о нивелировании последствий санкций Евросоюза на работу гражданской авиации в России. «Известия» ознакомились с его копией. Подлинность документа подтвердили источник, близкий к правительству, и собеседник в одной из авиакомпаний.

— Проект нацелен на поддержание летной годности иностранных судов, которые останутся у наших авиакомпаний, — пояснил один из источников.

Он добавил, что часть иностранных самолетов может остаться в России в случае их национализации, другая часть продолжит летать, так как принадлежит отечественным лизингодателям.

Сегодня российские перевозчики эксплуатируют около 980 пассажирских лайнеров, 750 из них — это Boeing, Airbus, а также Embraer и Bombardier (в меньшем количестве). По данным аналитического агентства IBA, еще около 130 самолетов в коммерческих авиаперевозках — это российские Superjet 100. Чуть более половины отечественного флота — 531 самолет — взяты в лизинг у иностранных компаний, следует из сведений агентства Cirium. Эти суда могут уйти с российского рынка в ближайшее время, так как лессоры уже потребовали практически у всех перевозчиков вернуть машины из-за санкций Евросоюза, сообщили собеседники «Известий» на авиарынке.

Специалисты осуществляют техническое обслуживание самолётаФото: РИА Новости/Илья Питалев
— Пока идет диалог с лизингодателями по поводу дальнейшей судьбы бортов, которые должны быть им возвращены. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти компромисс, но санкции сформулированы жестко. Вариант выкупа самолетов тоже обсуждался, — сказал «Известиям» источник в одной из авиакомпаний.

Правительство в этих условиях предложило автоматически продлить до 1 сентября действие выданных властями других стран сертификатов летной годности иностранных лайнеров. Эта мера может быть распространена в том числе на самолеты, у которых уже с 1 марта сертификат не действует, следует из проекта постановления кабмина.

В документе указано, что этот шаг вводится «в рамках соглашений, заключенных в соответствии со статьей 83 bis Чикагской конвенции о международной гражданской авиации». Обычно за поддержание летной годности самолетов отвечает страна регистрации воздушных судов. Большая часть парка российских авиакомпаний зарегистрирована на Бермудских островах (Великобритания) и в Ирландии. Но нормы статьи 83 bis допускают передачу государству-эксплуатанту части функций и обязанностей по поддержанию летной годности. У России есть подобные соглашения с Бермудами и Ирландией.

Кроме этого, правительство предлагает признать актуальность действия до 1 сентября последних доступных ревизий эксплуатационно-технической документации (ЭТД) на лайнеры, двигатели и запчасти к ним. Предполагается, что ремонт техники будут производить российские авиаремонтные предприятия (с российским сертификатом по ФАП-285). Им хотят разрешить «самостоятельно разрабатывать схемы ремонта, выходящего за рамки документации от производителей», то есть ремонтировать без одобрения Boeing и Airbus.

По данным источника в Росавиации, в РФ сегодня около 300 сертифицированных организаций, которые могут заниматься обслуживанием авиатехники. Крупнейшие — «А-Техникс» (входит в группу «Аэрофлот»), S7 Technics (входит в S7 Group), «ТС Техник» (Utair), АТЦ Ural Airlines Technics, а также «Тулпар Техник».

Еще 28 февраля источник «Известий» в одном из перевозчиков сообщал, что Boeing закрыл аккаунты сотрудников российских авиакомпаний на своем портале техподдержки. Позднее и Boeing, и Airbus подтвердили, что из-за санкций им запрещено ремонтировать самолеты в России, и они прекращают осуществлять техподдержку парка РФ.

Чтобы стимулировать регистрацию самолетов в национальном реестре, правительство также предлагает сократить срок ее оформления до пяти дней.

«Известия» направили запросы в Росавиацию, Минтранс и правительство.

Последствия для полетов

Без действующего сертификата летной годности лайнеры не могут подниматься в небо, это основополагающее условие безопасности полетов, напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, разработанные меры позволят продолжить эксплуатировать технику даже в условиях санкций. Но такие рейсы несут большие риски для безопасности полетов, указал эксперт.

— Вопрос в том, как долго эти лайнеры будут летать в условиях невозможности их надлежащего обслуживания со стороны производителей и дефицита расходников, деталей и узлов, которые имеют ресурс и нуждаются в регулярных замене и обслуживании. Насколько бы талантливыми ни были российские инженеры, разрабатывающие схемы обслуживания судов зарубежного производства, в отсутствие оригинальных комплектующих и обслуживания произведенного за рубежом двигателя создаются достаточно высокие риски для его работы и, соответственно, полетов, — считает Илья Жарский.

Он также указал на то, что летную годность продлят и самолетам, у которых действие сертификата уже истекло с 1 марта.

— Это значит, что их безопасность не подтверждена и к полетам могут быть допущены суда, которые в силу износа просто не должны летать. Скорее всего, в нормальных условиях их сертификат был бы попросту не продлен, — отметил эксперт.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий согласен, что полеты в такой ситуации станут опаснее.

— На первое время это, конечно, упростит эксплуатацию самолетов в России, но ревизии ЭТД выходят постоянно — раз в месяц или два. В соответствии с ними эксплуатанты должны проверять и обслуживать самолеты, — сказал эксперт.

При этом ремонт современных моделей лайнеров на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей: это летающие компьютеры, и к ним производители доступ никому не давали и не дают, отметил Александр Ланецкий. Поэтому чем старше техника, тем проще ее эксплуатировать, заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer