Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что станет с космосом, если санкции будут длиться годами


4 марта 2022 года Михаил Котов, Взгляд


Что делать, есть реальность с санкциями – это ситуация, которая будет длиться годами? Шансов, что ограничения с обеих сторон быстро снимут, практически нет. Можно примерно наметить шаги, на которые придется пойти Роскосмосу, чтобы сохранить российскую космонавтику и постараться не допустить катастрофического снижения ее потенциала.

Что делать, есть реальность с санкциями – это ситуация, которая будет длиться годами? Шансов, что ограничения с обеих сторон быстро снимут, практически нет. Можно примерно наметить шаги, на которые придется пойти Роскосмосу, чтобы сохранить российскую космонавтику и постараться не допустить катастрофического снижения ее потенциала.

Во-первых, действовать придется уже сейчас и как будто санкции пришли как минимум на ближайшие пять лет. Каждая неделя промедления будет только ухудшать ситуацию. Начать стоит с определения текущего положения. В России главный документ в космонавтике – это Федеральная космическая программа, которая была принята на десять лет с 2016 по 2025 годы. Продолжать работать по ней, делая вид, что ничего не произошло, это прямой путь к распылению средств – при том, что выполнения требуемых пунктов все равно достичь не получится.

Требуется создать и принять какой-то переходный документ, с гораздо меньшим горизонтом планирования и максимально четко прописанными задачами, ресурсами на их выполнение и системой вех и промежуточных пунктов для отслеживания результатов. Государству, если оно хочет сохранить нашу космонавтику, нужно будет принять и профинансировать этот документ, причем желательно не как ФКП 2016 года, которую постоянно урезали под разными благовидными предлогами.

Необходимо пересмотреть все действующие в настоящее время проекты, отдавая приоритет наиболее простым в реализации. Определить жизненно необходимые – связь, дистанционное зондирование Земли, и по каждому из направлений иметь программу для поддержания минимально необходимого количества космических аппаратов. Мне не хочется сейчас это говорить, но, возможно, в текущей ситуации развитие таких проектов, как многоразовые ракеты-носители и возвращение первой ступени, будет не самым эффективным решением. Та экономия, что они дают при запуске, могла сработать на коммерческом рынке, а в ситуации ограничений и замыканя на решении внутренних вопросов это не настолько критично.

Самое важное, несмотря на тяжелую ситуацию постараться максимально сохранить научные проекты, особенно те, что в данный момент находятся на завершающей стадии. Для чего требуется четкий аудит и понимание, что и где происходит. Научным проектам в России сейчас будет особенно тяжело, поэтому нужно их сохранять, насколько это возможно. Новых в ближайшее время, судя по всему, не будет. Если у ученых будет получаться – максимально участвовать в программах других стран (Китая, Индии, ОАЭ) – поставить свой прибор на чужой аппарат в такой ситуации гораздо реальнее, чем найти финансирование на весь проект.

Отдельно стоит сказать об импортозамещении. Разговоры велись с 2014 года, однако до сих пор это не носило системный характер. Увы, гром грянул и креститься уже поздно. На всех предприятиях космической отрасли требуется создание единого сквозного списка всех электронных компонентов, использующихся в отрасли, с четким пониманием – насколько срочно требуется импортозаместить ту или иную позицию. Естественно, в процессе составления со списком нужно работать, определить, есть ли позиции, которые могут быть универсализированы.

После чего нужно, согласно выбранному плану, размещать наиболее критичные позиции на производство в Китае и одновременно вместе с государством работать над созданием собственного большого полупроводникового кластера в России. Сделать это сейчас будет в тысячу раз сложнее, чем в 2014 году, и в миллион раз сложнее, чем в 2005-м. Но, если до сих пор это сделано не было, требуется все равно заниматься – выжить без своего производства полного цикла просто нельзя.

Роскосмосу надо налаживать диалог с частными компаниями, плотно работать со стартапами, особенно в области проектирования и постройки собственных космических аппаратов. Без их гибкости будет очень сложно. Отличный пример – американская частная компания Planet labs, создавшая группировку спутников ДЗЗ в формате кубсатов, то есть составленных из нескольких элементов размером всего 10x10 сантиметров.

Худшее, что может сделать Россия за время санкций, это потерять накопленный потенциал пилотируемой космонавтики. Всеми силами надо стараться не допустить этого. Любые пилотируемые миссии, пусть даже облетные, как 60 лет назад, лучше, чем потеря уникальнейшего опыта и поколений космонавтов. Потом восстановить все это – от программы обучения до работы таких уникальных организаций, как Институт медико-биологических проблем РАН – будет просто невозможно. И это потребует дополнительного финансирования.

Если вкратце, российской космонавтике нужно, не распыляясь, заниматься только наиболее важными, жизненно необходимыми проектами, наладив двустороннее использование спутников двойного назначения. То есть если космический аппарат может использоваться и в военных, и в мирных целях, например, для зондирования Земли или в геомониторинге, требуется научиться использовать его совместно, в нынешних условиях это очень важно.
Нужна реальная, жесткая программа по созданию собственного производства полупроводников, при этом те предприятия, что уже сейчас работают в этой отрасли, должны цениться на вес золота, их опыт сейчас неоценим. Нужно отслеживать практически каждую деталь, каждый процессор, и знать где он может быть куплен и когда появится возможность их импортозаместить. Иначе выжить будет просто невозможно.

Работы предстоит непочатый край и от того, насколько четко и в срок она будет выполнена, зависит будущее всей российской космонавтики. Источник




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer