Российские авиакомпании в марте приземлили треть авиапарка — не летают 325 самолетов из 980 лайнеров в эксплуатации, подсчитали «Известия» на основе данных сервиса Flightradar. Из 246 самолетов иностранного производства (Boeing и Airbus) 76 бортов не осуществляют полеты от 20 дней до месяца, остальные 170 — до недели. Еще 79 самолетов у перевозчиков арестовали за границей. Причины вынужденной парковки — низкий сезон, почти полное закрытие международных рейсов, а также сложности с техобслуживанием в условиях санкций, сказали эксперты. В результате пассажиропоток авиакомпаний в марте тоже упадет, указали специалисты.
Приземленная позиция
Российские авиакомпании в марте приземлили 246 самолетов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах РФ, подсчитали «Известия» на основе данных сервиса отслеживания полетов Flightradar. Из этого количества бортов 76 не летали уже от 20 дней до месяца, еще 170 — от недели до 20 дней.
В крупнейшем российском аэропорту Шереметьево припарковано 116 лайнеров. Больше половины этих судов (67%) принадлежат «Аэрофлоту» и его «дочке» «России». Еще 18 лайнеров эксплуатируют перевозчики грузовой авиагруппы «Волга-Днепр» — AirBridgeCargo и «Атран».
В Домодедово припарковано 25 самолетов, из которых пять находятся в парке S7 Airlines, восемь — «Уральских авиалиний», четыре — у Red Wings. Также там стоят самолеты «Ираэро», Nordstar, «Ямала» и вновь «России». Во Внуково перевозчики припарковали 47 самолетов, в том числе 15 штук — Azur Air , 14 — Utair и пять — «Победы».
Разное количество самолетов — от одного до 12 — припарковано в Пулково, Сочи, Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Уфе, Минводах, Красноярске, Тюмени, Сургуте, Владивостоке и Хабаровске.
Таким образом, ровно треть всего коммерческого иностранного авиапарка России не эксплуатировалась в марте — 325 из 980 самолетов. Этот парк исключает все советские типы судов, на которых продолжают летать в основном региональные или местные перевозчики — Ан-2, Ан-24/26, ТВС-2МС, Як-42.
Санкционная арифметика
Из почти 250 стоящих «на бетоне» самолетов 155 — это подсанкционные суда, которые принадлежат иностранным лизингодателям, следует из данных агентства Cirium, предоставленных «Известиям». Помимо Airbus и Boeing, перевозчики приземлили еще восемь региональных Bombardier серии CRJ, три турбовинтовых DHC-8 и пять Embraer, уточнили аналитики.
Из 515 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями у международных лизингодателей, 39 находились за пределами России еще в начале спецоперации на Украине, уточнил пресс-секретарь агентства Майкл Джонсон.
— Позже еще 40 судов были изъяты, конфискованы или арестованы иностранными арендодателями. Таким образом, число возвращенных лессорам самолетов дошло до 79, — сообщил он.
22 марта министр транспорта Виталий Савельев на заседании комитета по экономической политике Совфеда сообщил о 78 «потерянных» для России самолетах. По словам Майкла Джонсона, 79-й лайнер передали лессору на прошлых выходных (26–27 марта).
Набор причин
Самолеты стоят «на бетоне» по разным причинам, говорят эксперты. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напомнил, что февраль и март в авиации — это низкий сезон, традиционно самолеты загружаются слабо, и часто перевозчики сами решают припарковать «лишние» лайнеры. Но и закрытие для полетов ряда международных направлений, конечно, тоже повлияло на их приземление, отметил специалист.
Часть бортов находятся в резерве на случай поломок других самолетов, добавила авиаэксперт Елена Сахнова. Но количество запасных бортов каждый перевозчик определяет для себя самостоятельно, резерва может совсем не быть, сказал ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. В 2017 году профильная Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) даже предлагала совсем исключить из законов требования по наличию резерва судов.
По другой части припаркованного иностранного парка не решен вопрос с техобслуживанием, пояснила Елена Сахнова. Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»), например, решил не эксплуатировать до конца года 16 Boeing 737-8 из оставшихся в парке после арестов 41 воздушного судна, сообщали «Известия». Как следует из письма исполняющего обязанности гендиректора компании Андрея Юрикова, это нужно для того, чтобы сэкономить на запчастях, и накопленного запаса хватило бы для ремонта продолжающих полеты судов.
В «Аэрофлоте» «Известиям» сообщили, что в условиях давления внешнеполитических и экономических факторов корректируют полетную программу «с учетом максимально эффективного использования ресурса воздушных судов». Объемы программы будут полностью обеспечены парком судов с учетом самолетов в резерве, заверили в компании.
Представитель S7 сообщил, что несколько их бортов проходят сейчас техобслуживание, но остальные - находятся в эксплуатации.
В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий». В пресс-службе Минтранса также не прокомментировали ситуацию.
Идут на снижение
Из-за закрытия ряда международных направлений и приземления лайнеров российские перевозчики в марте снизят пассажиропоток на 20%, прогнозировали аналитики «ВТБ Капитала» 24 марта. То есть вместо 6,5 млн человек, перевезенных в марте 2021 года, в этом году это число составит только 5,2 млн пассажиров. На внутренних линиях может быть перевезено 4,8 млн пассажиров (–14%), на международных — всего 360 тыс. (–61%), сообщали аналитики.
Снижения авиатрафика в марте ожидает и Александр Гущин из АКРА, но аналитик не привел конкретных цифр.
— [В целом по году], по нашим оценкам, объемы перевозок внутри РФ, скорее всего, существенно не изменятся по сравнению с 2021-м. Масштаб сокращения международных перевозок оценить пока сложно, но негативный эффект от этого будет ограничен невысокой долей этого сегмента в структуре российского рынка авиаперевозок (21% в 2021 году по пассажиропотоку), — считает Александр Гущин.
Трафик не обязательно снижается пропорционально выбытию самолетов из эксплуатации, на этот показатель влияют и другие факторы, например, средняя кресельная емкость, длина плеча и занятость мест, подчеркнул Андрей Крамаренко из НИУ ВШЭ.