Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нелетная порода: российские авиакомпании приземлили треть авиапарка


31 марта 2022 года Анастасия Львова, Известия


Российские авиакомпании в марте приземлили треть авиапарка — не летают 325 самолетов из 980 лайнеров в эксплуатации, подсчитали «Известия» на основе данных сервиса Flightradar. Из 246 самолетов иностранного производства (Boeing и Airbus) 76 бортов не осуществляют полеты от 20 дней до месяца, остальные 170 — до недели. Еще 79 самолетов у перевозчиков арестовали за границей. Причины вынужденной парковки — низкий сезон, почти полное закрытие международных рейсов, а также сложности с техобслуживанием в условиях санкций, сказали эксперты. В результате пассажиропоток авиакомпаний в марте тоже упадет, указали специалисты.

Российские авиакомпании в марте приземлили треть авиапарка — не летают 325 самолетов из 980 лайнеров в эксплуатации, подсчитали «Известия» на основе данных сервиса Flightradar. Из 246 самолетов иностранного производства (Boeing и Airbus) 76 бортов не осуществляют полеты от 20 дней до месяца, остальные 170 — до недели. Еще 79 самолетов у перевозчиков арестовали за границей. Причины вынужденной парковки — низкий сезон, почти полное закрытие международных рейсов, а также сложности с техобслуживанием в условиях санкций, сказали эксперты. В результате пассажиропоток авиакомпаний в марте тоже упадет, указали специалисты.

Приземленная позиция

Российские авиакомпании в марте приземлили 246 самолетов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах РФ, подсчитали «Известия» на основе данных сервиса отслеживания полетов Flightradar. Из этого количества бортов 76 не летали уже от 20 дней до месяца, еще 170 — от недели до 20 дней.

В крупнейшем российском аэропорту Шереметьево припарковано 116 лайнеров. Больше половины этих судов (67%) принадлежат «Аэрофлоту» и его «дочке» «России». Еще 18 лайнеров эксплуатируют перевозчики грузовой авиагруппы «Волга-Днепр» — AirBridgeCargo и «Атран».

В Домодедово припарковано 25 самолетов, из которых пять находятся в парке S7 Airlines, восемь — «Уральских авиалиний», четыре — у Red Wings. Также там стоят самолеты «Ираэро», Nordstar, «Ямала» и вновь «России». Во Внуково перевозчики припарковали 47 самолетов, в том числе 15 штук — Azur Air , 14 — Utair и пять — «Победы».

Разное количество самолетов — от одного до 12 — припарковано в Пулково, Сочи, Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Уфе, Минводах, Красноярске, Тюмени, Сургуте, Владивостоке и Хабаровске.

Таким образом, ровно треть всего коммерческого иностранного авиапарка России не эксплуатировалась в марте — 325 из 980 самолетов. Этот парк исключает все советские типы судов, на которых продолжают летать в основном региональные или местные перевозчики — Ан-2, Ан-24/26, ТВС-2МС, Як-42.

Санкционная арифметика

Из почти 250 стоящих «на бетоне» самолетов 155 — это подсанкционные суда, которые принадлежат иностранным лизингодателям, следует из данных агентства Cirium, предоставленных «Известиям». Помимо Airbus и Boeing, перевозчики приземлили еще восемь региональных Bombardier серии CRJ, три турбовинтовых DHC-8 и пять Embraer, уточнили аналитики.

Из 515 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями у международных лизингодателей, 39 находились за пределами России еще в начале спецоперации на Украине, уточнил пресс-секретарь агентства Майкл Джонсон.

— Позже еще 40 судов были изъяты, конфискованы или арестованы иностранными арендодателями. Таким образом, число возвращенных лессорам самолетов дошло до 79, — сообщил он.

22 марта министр транспорта Виталий Савельев на заседании комитета по экономической политике Совфеда сообщил о 78 «потерянных» для России самолетах. По словам Майкла Джонсона, 79-й лайнер передали лессору на прошлых выходных (26–27 марта).

Набор причин

Самолеты стоят «на бетоне» по разным причинам, говорят эксперты. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напомнил, что февраль и март в авиации — это низкий сезон, традиционно самолеты загружаются слабо, и часто перевозчики сами решают припарковать «лишние» лайнеры. Но и закрытие для полетов ряда международных направлений, конечно, тоже повлияло на их приземление, отметил специалист.

Часть бортов находятся в резерве на случай поломок других самолетов, добавила авиаэксперт Елена Сахнова. Но количество запасных бортов каждый перевозчик определяет для себя самостоятельно, резерва может совсем не быть, сказал ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. В 2017 году профильная Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) даже предлагала совсем исключить из законов требования по наличию резерва судов.

По другой части припаркованного иностранного парка не решен вопрос с техобслуживанием, пояснила Елена Сахнова. Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»), например, решил не эксплуатировать до конца года 16 Boeing 737-8 из оставшихся в парке после арестов 41 воздушного судна, сообщали «Известия». Как следует из письма исполняющего обязанности гендиректора компании Андрея Юрикова, это нужно для того, чтобы сэкономить на запчастях, и накопленного запаса хватило бы для ремонта продолжающих полеты судов.

В «Аэрофлоте» «Известиям» сообщили, что в условиях давления внешнеполитических и экономических факторов корректируют полетную программу «с учетом максимально эффективного использования ресурса воздушных судов». Объемы программы будут полностью обеспечены парком судов с учетом самолетов в резерве, заверили в компании.

Представитель S7 сообщил, что несколько их бортов проходят сейчас техобслуживание, но остальные - находятся в эксплуатации.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий». В пресс-службе Минтранса также не прокомментировали ситуацию.

Идут на снижение

Из-за закрытия ряда международных направлений и приземления лайнеров российские перевозчики в марте снизят пассажиропоток на 20%, прогнозировали аналитики «ВТБ Капитала» 24 марта. То есть вместо 6,5 млн человек, перевезенных в марте 2021 года, в этом году это число составит только 5,2 млн пассажиров. На внутренних линиях может быть перевезено 4,8 млн пассажиров (–14%), на международных — всего 360 тыс. (–61%), сообщали аналитики.

Снижения авиатрафика в марте ожидает и Александр Гущин из АКРА, но аналитик не привел конкретных цифр.

— [В целом по году], по нашим оценкам, объемы перевозок внутри РФ, скорее всего, существенно не изменятся по сравнению с 2021-м. Масштаб сокращения международных перевозок оценить пока сложно, но негативный эффект от этого будет ограничен невысокой долей этого сегмента в структуре российского рынка авиаперевозок (21% в 2021 году по пассажиропотоку), — считает Александр Гущин.

Трафик не обязательно снижается пропорционально выбытию самолетов из эксплуатации, на этот показатель влияют и другие факторы, например, средняя кресельная емкость, длина плеча и занятость мест, подчеркнул Андрей Крамаренко из НИУ ВШЭ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer