Проект второго российского лоукостера Citrus, который еще до санкций планировала развивать группа S7, окончательно не отменен, сообщили «Известиям» два источника, близких к авиакомпании. По их данным, менеджмент обсуждает возможность запуска рейсов на возрастных Airbus А319 в СНГ вместо ранее планировавшихся A320neo по регионам России. В S7 не подтвердили такой вариант, но подтвердили, что от проекта не отказываются. Впрочем, окончательного решения по переформатированию модели Citrus пока не принято, подчеркнули источники «Известий».
Есть план
Запуск второго российского лоукостера Citrus, который еще до санкций планировала развивать группа S7, окончательно не отменен, сообщили «Известиям» два источника, близких к авиакомпании и знакомых с ходом обсуждений проекта.
Изначально в S7 планировали, что новый бюджетный перевозчик будет летать на Airbus A320neo. Об этом в июле прошлого года на презентации будущего лоукостера рассказывала совладелица S7 Group Татьяна Филева (с осени 2021 года она также является гендиректором группы).
По словам одного из источников «Известий», теперь обсуждается другой вариант: рейсы могут быть запущены на возрастных A319, которые S7 эксплуатировала с 2007 года и планировала вывести из парка. Citrus также пересматривает географию полетов — теперь более привлекательными кажутся чартеры за границу, а не рейсы по регионам России, сообщил собеседник издания.
— Есть задумка, что Citrus будет летать чартерными рейсами и в большей степени за границу, прежде всего в страны СНГ. Пассажиропоток там серьезный. У группы есть несколько возрастных бортов A319, которые находятся не в лизинге и имеют возможность летать за границу, — рассказал источник.
Согласно тайм-плану проекта, продажи билетов на новые рейсы планировалось открыть сначала в апреле, затем (еще до санкций Евросоюза, введенных в конце февраля) эту дату сдвинули на 1 мая. Полеты рассчитывали начать с июля, и эта дата пока остается без изменений, сообщил источник.
В S7 Group «Известиям» сказали, что не отказались от проекта Citrus, однако начало полетов на имеющихся в парке А319 в ближайшее время не планируется.
Источник издания подчеркнул, что окончательные решения по переформатированию проекта пока не приняты, но они ожидаются в ближайшие дни. Источник объяснил: итоговая модель Citrus будет зависеть от конфигурации парка самой S7 Airlines, когда будет решено, возвращать ли самолеты или их часть по требованию лизингодателей или оставить их в парке.
Ранее Citrus планировал запускать свои первые региональные рейсы из Омска и Казани. 28 марта со ссылкой на пресс-службу Омского аэропорта СМИ сообщали, что S7 отложила запуск лоукостера из-за ограничений на поставку самолетов A320neo. По данным источника «Известий» в компании, Citrus не успел получить ни одного лайнера до введения санкций в отношении российской авиации.
«Известия» направили запросы в Минтранс и пресс-службы аэропортов Омска и Казани.
Старожилы парка
По данным Росавиации, в парке Citrus сегодня числится три самолета A319 от S7 Airlines. Это машины 2005 года выпуска, эксплуатировались S7 с 2007 года. Один из бортов недавно поменял регистрацию на российскую.
Постепенно авиакомпания планировала вывести их из парка, используя остаточные ресурсы под нишевые проекты. Так, в 2020 году S7 перекомпоновала салоны двух A319 — вместо стандартного салона моно-класса на 144 кресла перевозчик установил 24 кресла бизнес-класса, оставив в экономе 72 (всего стало 96 мест). S7 назвала эти версии Extra Edition и планировала использовать под перевозки корпоративных клиентов (чартеры) и на регулярных рейсах с высоким спросом среди бизнес-пассажиров. Третий борт A319 в парке Citrus остается в компоновке в 144 кресла, следует из данных сервиса planespotter.
С марта 2021 года один из бортов версии Extra Edition совершил 323 оборотных рейса (туда-обратно), другой — 347. В основном они летали из Москвы в Воронеж, Ростов, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Самару. Изредка лайнеры совершали рейсы в Ниццу, Болонью, Кальяри, Инсбрук, Аликанте, Париж и другие европейские города.
Эти три принадлежащих Citrus A319 находятся на хранении в Домодедово с октября-декабря 2021 года. В январе один из них совершил демополет для получения лоукостером сертификата эксплуатанта, сообщала компания.
В парке самой S7 Airlines есть еще три борта A319, но они, по данным Flightradar, принадлежат ирландскому лизингодателю Cramington Aviation и должны быть возвращены владельцу из-за санкций Евросоюза.
Выгодная замена
S7 планировала взять в лизинг в 2022 году восемь A320neo в монокомпоновке на 186 кресел, а к концу 2024 года нарастить парк до 24 таких судов. Это новейшее поколение семейства А320. К нему же относится и A319, который отличается укороченным фюзеляжем за счет уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. Также у A320 и A319 разная дальность полетов: первый способен проделать путь в 6 тыс. км, второй — в 4,2 тыс. км. Для сравнения, на такое же расстояние летит и «дальнобойная» версия регионального Superjet (RRJ-95LR, 4,5 тыс. км).
Ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что вариант переориентации Citrus на A319 — это скорее вынужденная мера.
— Полагаю, [совладелец группы Владислав] Филев сейчас рассматривает разные возможности, чтобы остаться в отрасли. И это переформатирование нужно рассматривать именно в этом контексте, — сказал эксперт.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не исключил, что Citrus мог бы использовать A319 в попытке заработать.
— Есть потенциально доходный сегмент рынка «здесь и сейчас» — это международные перевозки, где предложение резко сократилось из-за риска ареста иностранных лайнеров и приостановки полетов, а спрос остался. И если есть возможность, используя наработки, т. е. уже созданное отдельное от S7 юрлицо — «Глобус», который должен летать под брендом Citrus, а также санкционно «защищенные» самолеты, то запуск такого локального проекта выглядит логично, — рассудил эксперт.
Но оценить риски ареста и этих самолетов за рубежом практически невозможно, добавил он.
— Если та или иная авиакомпания не возвращает европейскому лессору самолет, то в обеспечение этого требования может быть арестован другой борт той же компании, даже российский Superjet. Но бизнес-логики в этом нет: никому на Западе не нужен Superjet, который обречен стоять, — отметил Олег Пантелеев.
С другой стороны, если заберут и так отлетавшие более 16 лет лайнеры, это не такая большая потеря, считает эксперт.