Европейские лизингодатели терпят существенные убытки и откладывают изъятие самолётов у отечественных компаний.
Эти действия свидетельствуют о неоднозначной позиции западных фирм. Таким мнением в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» поделился главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. Он не исключил, что ограничения могут быть частично отменены через два месяца или раньше.
«Как только мы находим способ решения одной проблемы, нам тут же со стороны Запада создают новую. Они видят, что решаем, не работают санкции, — надо усилить санкции. Но они влияют не в меньшей степени на них самих. И готовы ли они дальше и долго держать эти санкции? Мы-то понятно, у нас будут проблемы, и надо их как-то решать. А как они будут решать свои проблемы? Не откатят ли они просто назад? Может быть, через месяц-два они скажут: ладно, мы передумали, давайте мы здесь смягчим. И тогда, может быть, у нас не будет проблемы ни с парком судов, ни с запчастями. Всё может обернуться как в одну, так и в другую сторону. Даже при самом худшем варианте развития ситуации, я думаю, что тот флот, который у нас останется, обеспечит все запросы россиян на авиаперевозки».
По словам Гусарова, западные лизингодатели «явно блефуют», заявляя о возврате своих самолётов, но не возвращая их из-за закрытого неба.
«Авиакомпании декларировали свою готовность вернуть эти самолёты лизингодателю, а дальше мяч уже на стороне лизингодателя — примет он решение забрать самолёты или оставить их. Если западные лизингодатели оставляют самолёты у нас в эксплуатации, а это дорогостоящее имущество, в каждый самолёт они вложили десятки миллиардов долларов, значит, есть варианты по обеспечению этих самолётов запчастями. Если бы не было таких вариантов, то авиакомпании сказали бы — забирайте. Но этого же не происходит.
Европейским лизингодателям предписали забрать самолёты до 28 марта. Они прислали уведомления, что они разрывают контракты, забирают. При этом тут же Ассоциация европейских лизингодателей объявила, что самолёты забрать мы не можем, потому что небо закрыто. То есть пока самолёты находятся в лизинге, авиакомпании должны будут за них платить, соответственно, они будут продолжать летать. Как долго будет закрыто небо Европы, мы не знаем. Они говорят — мы не можем [забрать самолёты — прим. ГМ]. Они явно блефуют, они могут забрать, но не хотят. Тянут время, потому что вдруг политики передумают».
Ранее глава Минтранса заявил о требовании западных компаний вернуть более 500 самолётов. Речь идёт о лизингодателях, которые предоставили технику российским авиаперевозчикам.
Выкуп лайнеров может обойтись в 20 млрд. долларов, сообщил Виталий Савельев на заседании Совфеда. Он также отметил, что авиакомпании Европы и США из-за облёта России в год будут терять суммарно около 3,5 млрд. долларов.