Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотники для завтра


21 марта 2022 года Виталий Виконт, Военно-промышленный курьер


Пока некогда братские страны, в ущерб собственным интересам поносящие все, что напоминает о великом соседе, восхищаются турецкими «Байрактарами», российская инженерная мысль неустанно прогрессирует, а отечественный военно-промышленный комплекс не перестает радовать новинками в области вооружений, военной и специальной техники. Уникальные беспилотники-«матрешки» – событие, которое говорит о лидерстве Российской Федерации в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов военного назначения.

Bayraktar – дешево, но не сердито

Следует отметить, что, в общем-то, неплохой по своим техническим и эксплуатационным характеристикам турецкий оперативно-тактический ударный беспилотник Bayraktar TB2, возведенный рядом европейских лимитрофов в статус сверхоружия, всего лишь крепкий середнячок мирового рейтинга БЛА. Пропагандистам «самой мощной армии Европы», имеющей на своем вооружении пару десятков «Байрактаров» и собирающейся совершить при их помощи «боевую прогулку» к Владивостоку и обратно, следует напомнить несколько фактов, формирующих реальную боевую ценность турецкого беспилотника.

Ключевой причиной его далеко не самой высокой популярности в мире является элементарная дешевизна. Именно этим объясняется интересный факт, свидетельствующий о принятии этих БЛА на вооружение всего тремя (кроме турецкой) армиями мира: Катара, Азербайджана и, естественно, Украины. Фанатически настроенных поклонников Bayraktar, видимо, не смущает отсутствие в этом списке богатых стран, вроде США и флагманов ЕС. Но логика их мышления, как известно, слабо подлежит пониманию.

Вторым обстоятельством, заставляющим померкнуть ореол турецкого ударного беспилотника, является весьма внушительный список потерь. Всего за двухлетний период (2018–2020 годы), в течение которого «Байрактары» активно участвовали в вооруженных конфликтах и локальных войнах, безвозвратно потеряно 54 БЛА, общая стоимость которых составила порядка 270 миллионов долларов.

Но вернемся к главной теме – перспективным, передовым и прорывным беспилотникам «Гром» и «Молния» от группы компаний «Кронштадт».

Частная компания российской «оборонки»

“«Гром» выпускает рой мини-беспилотников «Молния», боевой задачей которых является атака и уничтожение системы ПВО объекта, и управляет ими в автоматизированном режиме”

В адрес политического и военного руководства РФ неоднократно поступали упреки в сохранении государственной принадлежности предприятий военно-промышленного комплекса. Чтобы не зацикливаться на абсурдности подобных обвинений, достаточно вспомнить «сногсшибательные» результаты частного ВПК коллективного Запада: «золотой миноносный утюг» Zumwalt, самую дорогую в истории американского оружия «ошибку природы» – истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II или перманентно выходящие из строя авианосцы Великобритании.

Кроме того, высказывания подобных критиков сомнительны, поскольку основываются на непроверенной информации, что недопустимо в экспертном сообществе. И в качестве подтверждения этих слов и яркого примера участия российского частного бизнеса в создании перспективных образцов вооружений можно назвать «Кронштадт».

Компания принимает самое деятельное участие в процессе технической модернизации и перевооружения предприятий РФ, обеспечивая поставку высококлассного технологического оборудования ведущих европейских и мировых брендов. Ключевое направление деятельности компании, в котором она занимает лидирующие позиции, – проектирование, разработка и последующее производство высокотехнологичных беспилотных авиакомплексов, систем навигации и наземного управления.

Примером такой продукции в первую очередь следует считать реактивный беспилотный летательный аппарат «Гром», ставший одной из премьер VI международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020». Ему отведена роль ключевого конкурента сверхзвукового тяжелого БЛА С-70 «Охотник», разработанного ПАО «Компания «Сухой».

Но это не единственная особенность «Грома», обеспечившая ему повышенное внимание гостей и участников форума. Этот беспилотник способен нести управляемые тактические ракеты Х-38 (класс «воздух-поверхность») и управляемые авиационные боеприпасы КАБ-250 (КАБ-500). Это и есть одна из составляющих той самой «боевой матрешки».

Второй компонентой являются десять разнопрофильных мини-беспилотников «Молния» (ударных, разведывательных, дронов-камикадзе), доставка и управление которыми возлагается на «Гром», наделенный искусственным интеллектом и действующий в связке с экипажем многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 или многоцелевым сверхманевренным истребителем Су-35.

В реальности это должно выглядеть следующим образом. БЛА «Гром», следуя на удалении нескольких сот километров впереди основной авиационной группы, состоящей из пилотируемых самолетов, провоцирует средства ПВО противника на открытие огня и демаскировку позиций. Добившись своей цели, «Гром» выпускает рой мини-беспилотников «Молния», боевой задачей которых является атака и уничтожение системы ПВО выбранного для нападения объекта, и управляет ими в автоматизированном режиме. Далее наступает очередь основной авиационной группы, включающей, например, сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Су-34 под прикрытием Су-35 или Су-57, выполняющих одновременно роль «штабной машины». Кроме того, в нанесении дальнейшего удара могут принимать участие и БЛА «Гром», и его коллега С-70 «Охотник».

И это не единственная задача, которую в соответствии с вызовами, продиктованными современными реалиями, пришлось решать Российскому государству. В чем его только не обвиняли. Перечисление тяжких, с точки зрения коллективного Запада, грехов России заняло бы массу времени и сил. Но одно из обвинений в адрес нашей страны мы все-таки вспомним. По данным SIPRI, нагрузка на национальный бюджет РФ, вызванная военными расходами, стала одной из самых высоких на европейском континенте. Мы не станем сейчас рассуждать о том, насколько выводы Стокгольмского института исследований проблем мира обоснованны и соответствуют действительности. Даже если это и так, то сегодня наметилась тенденция снижения этой нагрузки вследствие увеличивающейся доли российского бизнеса в финансировании программ по созданию перспективных образцов вооружения и не только.

Каждому бойцу – по дрону

Компания «Кронштадт» начала разработку миниатюрных беспилотных летательных аппаратов, способных стать элементом решения боевых задач в составе экипировки солдата будущего. Об этом сообщил Павел Рожков, главный конструктор специальных проектов компании «КТ-Беспилотные Системы», являющейся дочерним предприятием ГК «Кронштадт».

«В настоящее время ведется серьезная работа по проектированию новых типов средне- и малоразмерных беспилотников, а также по созданию наземных пунктов управления и обработки данных. Кроме того, мы работаем над реализацией проекта, предусматривающего создание собственного наземного и бортового оборудования: контроллеров управления, автопилота, систем искусственного интеллекта, специализированных целевых нагрузок, которые могут быть применены как на борту БЛА, так и в пунктах управления на земле», – сказал Рожков.

По его информации, первое публичное представление образца микродрона, состоявшееся на форуме «АРМИЯ-2020», вызвало высочайший профессиональный интерес со стороны силовых ведомств и структур РФ. «Специально для этого форума нами был сконструирован и изготовлен нанобеспилотник, масса которого составила всего 180 граммов. Его назначение – решение комплекса специализированных боевых задач, в том числе и в составе экипировки солдата будущего», – отметил представитель группы компаний «Кронштадт».

По заявлению Рожкова, нано- и микро-беспилотники успешно прошли тестирование на специально для этого созданной «полосе препятствий» и подтвердили способность к видению окружающей обстановки и точному определению местоположения людей и объектов как в ручном, так и в полуавтоматическом режиме. Такой потенциал особо актуален во время проведения поисково-спасательных операций, мониторинге закрытых и сложных объектов. Кроме того, миниатюрные беспилотники могут использоваться для защиты стратегических военных, административных и инфраструктурных объектов, где нарушение охраняемого воздушного пространства недопустимо.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer