Перерегистрация самолетов – это не принудительный акт, чреватый их национализацией, а просто изменение места регистрации самолета, соответствующее международным правовым нормам в авиации.
«Перерегистрацию надо ускорять, она поможет сохранить наш флот», – сказал вчера на пресс-конференции руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. США и западные страны объявили санкции и закрыли для российских авиакомпаний свое небо. Россия в качестве ответной меры закрыла пролет над своей территорией. «Санкции против нас тяжелые, но закрытие нашего неба – еще более серьезный удар для европейской авиации. Из-за пандемии рейсов российских авиакомпаний в Европу было немного, не более 21% от общего объема, а вот европейцы летали через нас очень активно, в прошлом году они совершили 17 тыс. транзитных пролетов через территорию России. И уже в качестве своей ответной меры Европа начала задерживать наши лизинговые самолеты в третьих странах», – пояснил эксперт.
Исторически, еще с 90-х годов прошлого века, когда после распада СССР российские самолеты начали активно осваивать международное пространство и брать суда в лизинг, сложилось так, что регистрировали их чаще всего в Ирландии и на Бермудских островах. Это были своего рода «авиаофшоры», как сказал Роман Гусаров.
В итоге к моменту введения нынешних санкций примерно 5% арендованного российского авиапарка было зарегистрировано в отечественном реестре, и самолеты летали с российским сертификатом летной годности, а 95% – в иностранном реестре. Затем Европа отменила действие сертификатов о летной годности лайнеров российских авиакомпаний, а вскоре и Бермуды. По данным Минтранса на 11 марта, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов, из них примерно 700-800 зарегистрированы на Бермудских островах.
Чтобы не оказаться без авиафлота, президент Владимир Путин подписал закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских перевозчиков. То есть выдавать сертификаты на полеты может сама Россия. По словам Романа Гусарова, это не имеет ничего общего с национализацией или экспроприацией.
«Собственник остается тот же. И российские авиакомпании по-прежнему будут платить за лизинг самолетов. Больше всего это похоже на перерегистрацию автомобиля, когда его снимают с учета в ГИБДД в одном городе России и ставят на учет в другом, не меняя при этом владельца», – пояснил он.
Новый закон о перерегистрации вносит поправки в действующий закон, позволяя сделать эту процедуру быстрее и удобнее. Так, срок регистрации самолета в России сокращен с 30 до 10 дней.
По словам г-на Гусарова, это правильное решение, так как выдача российских сертификатов летной годности позволит авиакомпаниям сохранить парк иностранных лайнеров. Причем это в интересах не только российских авиакомпаний, но и самих лизингодателей. Об этом косвенно говорит то, какими темпами идет сейчас перерегистрация, ведь совершить ее без разрешения лизингодателя нельзя. Но европейские компании, у которых россияне арендовали самолеты, вряд ли сильно возражают, так как сами оказались в затруднительном положении.
Из-за санкций им надо получить обратно сотни «российских» самолетов всего за 30 дней, хотя возврат даже двух-трех бортов обсуждается чуть ли не за год. Но если их даже вернут, то непонятно, куда девать 700 лайнеров при сильно упавшем спросе. Кроме того, инициатором расторжения лизинга стала Европа, значит она должна заплатить штраф. «В итоге вместо ежемесячных лизинговых платежей европейские компании получают сплошную головную боль и финансовые потери, так как самолеты надо содержать, обслуживать, хранить. На этом рынке заговорили о банкротстве», – заметил Роман Гусаров.
Так что, вполне возможно, западные лизингодатели откажутся от идеи забрать свои лайнеры, а сами санкции начнут постепенно давать задний ход. Но пока ситуация остается сложной и никто не знает, на что готовы пойти власти «недружественных» стран в противоборстве с Россией. Не исключено, что политическая воля окажется сильнее логических доводов.
Но есть другие пути обхода санкций. Например, полагает эксперт, так называемый «мокрый лизинг», когда самолет арендуется у третьей страны, которая продолжит сотрудничество с Россией.