Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На высокой чистоте: как надувная оболочка поможет приземлить МКС


17 марта 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Российские ученые разработали технологию увода спутников с орбиты, которая позволит не загрязнять околоземное пространство космическим мусором. Исследователи предложили крепить на запускаемые аппараты свернутую тончайшую пленку, которая затем будет разворачиваться, превращаясь в шар. Технология может позволить управлять спуском объекта и сжигать спутники в атмосфере. Вероятно, разработку удастся применить и для приземления орбитальных станций. Хотя эксперты не уверены, что это удастся реализовать на данном этапе.

Вас надули

Отработавшие свой век на орбите космические аппараты становятся угрозой для новых спутников, станций и других объектов. Учитывая, что сейчас готовятся проекты по запуску огромного количества аппаратов для связи, через несколько лет проблема космического мусора может обрести новые масштабы. Кроме того, актуален вопрос спуска с орбиты крупных объектов вроде космических станций. В частности, срок службы МКС рано или поздно подойдет к концу.

Специалисты Московского авиационного института и АО «НПО Лавочкина» ведут совместную работу над решением для увода космических аппаратов с низкой околоземной орбиты. Оно представляет собой надувную оболочку сферической формы из тонкой металлизированной полимерной пленки. Такая пленка используется, например, для теплоизоляции космических аппаратов — она должна выдерживать воздействие ультрафиолета и глубокий вакуум.

— Пленку толщиной 5–12 микрон (микрон — это одна тысячная миллиметра. — «Известия») склеивают по заранее заготовленной выкройке, — пояснил руководитель СККБ «Искра» Аэрокосмического института МАИ, старший преподаватель кафедры 601 МАИ Сергей Фирсюк. — Затем ее складывают — получается своеобразный шарик, на который надевают шапочку-клапан. Уложена она может быть очень плотно — получается шарик размером с кулак крупного человека. При раскрытии его диаметр становится равен 2 м. Свернутую пленку размещают на поверхности космического аппарата, чтобы она могла сдвинуться на его кромку.

Раздуваться оболочка может двумя способами. В первом случае остаточный газ внутри свернутой пленки раскроет ее сам, так как давление вокруг практически равно нулю. Второй вариант — подача воздуха из баллона.

Увеличение объема космического аппарата за счет надувной оболочки ведет к тому, что он будет двигаться медленнее и постепенно опустится к Земле. По сути, технология работает как парашют. С помощью серий надуваний и сдуваний устройства космический аппарат сможет сбрасывать скорость и снижать высоту.

Основное назначение разработки — спуск отработавших свой срок наноспутников формата кубсат (так называют аппараты габаритами 10х10х10 см при массе не более 1,33 кг) в атмосферу, где они будут просто сгорать. В ближайшее время ученые планируют провести эксперимент и с помощью вакуумной камеры воссоздать условия космоса и посмотреть, как пройдет процесс надувания оболочки вокруг спутника.

Однако технология применима к любому объекту, в том числе к МКС. Станции и модули не сгорят в атмосфере, поэтому их можно приземлить на сушу или приводнить в океан. Разница заключается только в требуемой площади оболочки. Более того, с помощью такой технологии можно опустить станцию в максимально приближенную к заданным параметрам точку.

— Если аппарат падает естественным путем, диапазон места падения определить крайне трудно, — пояснил Сергей Фирсюк. — В свободном полете МКС в течение года-полутора будет постепенно проседать, а затем спускаться по непредсказуемой траектории. Управляя процессом последовательного надувания и сдувания оболочки, можно приземлить аппарат точно в цель. Для реализации процесса нужно будет установить много блоков из свернутой пленки на поверхности станции, установив к ним доступ газа.

И мал, и велик

Установка такой оболочки на спутник потребует оценки в каждом конкретном случае, считает председатель экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу Борис Шустов.

— Не уверен, что можно будет ставить такой модуль на каждый кубсат — это всё-таки маленький объект, и шарик из пленки займет значительную долю полезной нагрузки аппарата. Что касается применения такой технологии на МКС, идея интересная, но пока не кажется реализуемой, — поделился мнением эксперт.

Многое зависит и от высоты, на которой находился отработавший свой срок аппарат. По словам участника рабочей группы НТИ AeroNet, генерального директора компании «Спутникс» Владислава Иваненко, на высотах 300–400 км применение такой технологии может быть эффективно. Но на высоте 500–600 км сведение с орбиты с помощью паруса может занять довольно длительное время. Связана такая разница с тем, что плотность разреженной атмосферы Земли уменьшается с увеличением расстояния от поверхности.

Разработчики уверены, что их технология будет более востребована для увода с орбиты кубсатов, чем активные методы борьбы с образованием космического мусора, такие как двигатель, лазер или плазменный пучок. Ставить блоки со свернутой пленкой на находящиеся на орбите элементы можно, но довольно затратно.

— В данном случае нужны испытания, чтобы убедиться, что это будет работать, и расчеты баллистиков по точным данным: масса аппарата, параметры орбиты, подробности про пленку или шар, — сказал «Известиям» руководитель проекта космических наноспутников компании — участника рынка AeroNet НТИ «Геоскан» Александр Хохлов. — В России был похожий проект — «Маяк». При запуске на орбиту их конструкция из пленки не раскрылась.

Некоторые космические агентства уже сейчас требуют, чтобы у запускаемых спутников была технология увода с орбиты, отметили в компании «Аэроспейс Капитал».

— В большинстве случаев используются двигатели, — сказала директор компании по продажам и маркетингу Валерия Барашкова.

Использование пленки может стать технически и экономически эффективным решением по уводу спутников с орбиты, заметила она.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer