Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Принять и простить: авиакомпании попросили списать пандемийные долги


17 марта 2022 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании попросили списать им долги пандемийного 2020 года перед бюджетом — остатки по налоговым и страховым платежам, по которым из-за коронакризиса была дана отсрочка. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила такую меру помощнику президента Игорю Левитину. По данным источника «Известий» в одном из перевозчиков, речь может идти о сумме до 1 млрд рублей по всей отрасли. Также АЭВТ призвала обнулить налог на прибыль для авиакомпаний, НДС на рейсы из Москвы, а также на все аэропортовые сборы, «заморозить» индексацию ставок за аэронавигацию, а также вернуть возможность возврата денег пассажирам через ваучеры. Сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии, поэтому действительно нуждается в господдержке, согласны эксперты. Тем не менее, они сомневаются, что могут быть приняты все предложения авиаторов.


Согласно постановлению правительства № 409 от 2 апреля 2020 года, отсрочка по уплате налоговых и страховых платежей в 2020-м предоставлялась авиакомпаниям в апреле–июне в случае падения их доходов в I квартале того же года более чем на 10%. При этом для перевозчиков был введен упрощенный порядок подтверждения снижения прибыли, сообщал тогда заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

Авиакомпании попросили списать им долги пандемийного 2020 года перед бюджетом — остатки по налоговым и страховым платежам, по которым из-за коронакризиса была дана отсрочка. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила такую меру помощнику президента Игорю Левитину. По данным источника «Известий» в одном из перевозчиков, речь может идти о сумме до 1 млрд рублей по всей отрасли. Также АЭВТ призвала обнулить налог на прибыль для авиакомпаний, НДС на рейсы из Москвы, а также на все аэропортовые сборы, «заморозить» индексацию ставок за аэронавигацию, а также вернуть возможность возврата денег пассажирам через ваучеры. Сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии, поэтому действительно нуждается в господдержке, согласны эксперты. Тем не менее, они сомневаются, что могут быть приняты все предложения авиаторов.

Долговой разговор

Члены российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят все крупнейшие авиакомпании России, предложили списать оставшиеся с 2020 года долги перевозчиков перед бюджетом. Речь идет об остатках задолженностей по налоговым и страховым платежам, по уплате которых из-за коронакризиса кабмин дал отсрочку.

Мера обсуждалась на совещании у помощника президента России Игоря Левитина 15 марта, сообщил «Известиям» источник в АЭВТ. Собеседник в одной из авиакомпаний, участвовавших в разработке предложений, уточнил, что по итогам встречи решений не принято. Эту и другие меры поддержки отрасли будут дополнительно обсуждать 17 марта на новом совещании с представителями авиакомпаний, сообщил источник. Позднее сформированные предложения будут направлены в правительство, уточнил он.

самолет аэропортФото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Представитель Минфина переадресовал вопросы «Известий» в пресс-службу Минтранса, где не предоставили комментария.

Просьба на миллиард

Сегодня большая часть отсроченных выплат уже закрыта, компании остаются должны порядка 1 млрд рублей налогов и сборов, — именно их и просят списать авиаторы, рассказал источник в российском перевозчике.

В «Уральских авиалиниях» сказали «Известиям», что в период пандемии в 2020 году авиакомпания оформила рассрочку на сумму 600 млн рублей, а в 2021-м погасила лишь чуть более половины этой суммы.

— В настоящих условиях эта мера [списание долгов] будет действенной. Также любая другая поддержка ценна в текущий период неопределенности, которую переживает вся авиаотрасль, — сообщила «Известиям» представитель компании Вера Гасникова.

В условиях ограничений на полеты по РФ и за границу «Уральские авиалинии» теряют более половины доходов относительно поступлений в аналогичный период 2021 года, уточнила она.

В других авиакомпаниях комментариев не предоставили.

Крупнейшие российские перевозчики на фоне санкций Евросоюза и США, введенных в конце февраля, приостановили почти все заграничные перелеты. «Аэрофлот», iFly, Azur Air выполняют вывозные рейсы для возвращения россиян на родину. Коммерческие перелеты за границу продолжают осуществлять Utair, Red Wings, Nordwind, «Ираэро», «Азимут» и ряд других перевозчиков.

Ставка на 0%

Помимо списания старых долгов АЭВТ выступает и за другие меры: до конца 2024 года обнулить налог на прибыль для авиаперевозчиков, аэропортов и обслуживающих их предприятий (например, ремонтных), а также лизинговых компаний, следует из рабочего документа с предложениями организации для кабмина (есть в распоряжении «Известий»). Также в АЭВТ считают, что стоит обнулить НДС на внутрироссийских рейсах через Москву. Сейчас ставка составляет 10%. На рейсах в облет столицы и на всех рейсах в Крым, Калининград и города Дальнего Востока НДС уже обнулен.

Нулевую ставку НДС АЭВТ предлагает установить и на все аэропортовые сборы, а также ввести мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, в организации выступают за введение 50-процентной скидки на навигацию до окончания запрета на полеты в южные города России (запрет касается 11 аэропортов, он действует до 20 марта). Эти меры призваны снизить текущие расходы авиакомпаний и стоимость авиабилетов для пассажиров, следует из документа.

Ассоциация также хочет вернуться к практике выдачи пассажирам ваучеров взамен возврата стоимости билета деньгами при отмене рейсов, как это было в пандемию.

Дополнительно АЭВТ предлагает компенсировать авиакомпаниям стоимость стоянки самолетов при их вынужденном хранении в связи с санкциями ЕС, компенсировать выпадающие доходы из-за сокращения объема перевозок и предоставить субсидии на содержание инфраструктуры аэропортов. Суммы компенсаций в документе не указаны. В списке предложений ассоциации фигурирует более 50 различных инициатив поддержки отрасли.

Согласно актуальной версии проекта антикризисного плана (есть в распоряжении «Известий»), в этому году правительство планирует выделить на поддержку авиакомпаний 25 млрд рублей. Предполагается, что средства будут направлены на субсидирование кредитования, лизинговых платежей, текущей деятельности перевозчиков. На поддержку авиакомпаний на фоне кризиса из-за COVID-19 в 2020 году правительство выделило около 21 млрд рублей.

На грани рентабельности

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напомнил, что авиакомпании только в конце 2021 – начале 2022 года смогли восстановить объемы перевозок до допандемийного уровня, но сделать это удалось за счет менее маржинальных внутренних рейсов.

— Исторически авиакомпании работают на грани операционной рентабельности, и, как и в 2020 и в 2021 годах, в нынешних условиях рынку может потребоваться господдержка. Но в каком виде она может быть оказана, оценить сложно. Не до конца понятно, что будет с лизинговыми платежами, которые перевозчики должны были платить иностранным лизингодателям, а это значительная часть операционных расходов авиакомпаний, особенно с учетом того, что эти платежи чаще всего были валютными, а курс существенно изменился, — сказал эксперт.

Обнуление НДС на полеты в Москву позволило бы компаниям получить дополнительный доход, не повышая цены на билеты, считает Александр Гущин. Но ранее государство планировало развивать авиасообщение в обход столицы, и для этого ранее и была обнулена ставка НДС на рейсы в облет Москвы, напомнил эксперт.

Шансы на то, что Минфин пойдет на такие существенные послабления по налоговым инициативам, достаточно высоки, считает аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова.

— Часть мер будет одобрена. Особенно что касается налоговой части. Но фиксация аэропортовых сборов едва ли возможна, аэропорты — также пострадавшая сторона в связи с существенным ограничением международного сообщения, — считает она.

Эксперт добавила, что сегодня у перевозчиков фактически не осталось финансовых резервов — отрасль в низком сезоне и только-только начала зарабатывать деньги после пандемии. По данным АЭВТ, по итогам прошлого года авиакомпании сгенерировали убытки в размере 70–80 млрд рублей (в 2020-м убыток составил 197,3 млрд рублей). С учетом новых льготных банковских кредитов отрасль сможет «прожить» еще год, полагает Елена Сахнова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer