Россия приостановила действие соглашения с Бермудами по самолетам и теперь начнет перерегистрировать их в своей юрисдикции. Речь идет о воздушных судах, которые находятся в лизинге у российских авиакомпаний, но числятся в реестрах Бермудских островов. До сих пор именно власти этого государства выдавали сертификаты летной годности таким бортам. Но после перерегистрации, обслуживать транспорт и выдавать документы будут российские эксперты.
Это стало возможным после того, как президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон. Документ призван помочь российским перевозчикам сохранить парк воздушных судов и поддержать отрасль в условиях санкций.
Как самолеты вылетели из бермудского треугольника
Как объясняет главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров, технически перерегистрация самолетов позволит им летать без риска быть арестованными за границей. При этом и от своих обязательств перед лизингодателями Россия не отказывается: «Все страны регистрируют самолеты в своих национальных реестрах и летают на основании национальных сертификатов летной годности.
Однако в Российской Федерации из-за перехода от советских к общемировым стандартам мы не могли сразу принять в эксплуатацию Boeing, Airbus, и в правовом отношении тоже. Поэтому и было принято такое промежуточное, временное решение.
Однако оно затянулось на несколько десятилетий, а мы давным-давно восприняли все стандарты, в России они абсолютно те же самые, что и во всех остальных странах мира. Авиакомпании и лизингодатели не спешили переводить свои самолеты в наш национальный реестр. Но сейчас и у наших авиакомпаний, и у владельцев самолетов нет иного выхода сохранить борта в эксплуатации в РФ, а обе стороны очень этого хотят. Как перерегистрировать их в российском реестре? Самолеты с нашим сертификатом летной годности смогут спокойно летать по всей России и за рубеж. Многие ошибочно это стали подавать чуть ли не как национализацию. Нет, об этом речи не идет. Все права собственников соблюдаются. Лизинговые платежи будут выплачиваться за единственным исключением, которое прописано в законе. Указано, что в отношении недружественных стран может применяться особый порядок по долговым обязательствам».
После приостановки Бермудскими островами сертификатов летной годности для самолетов российских компаний эти суда могут задержать в любой стране из-за нарушения правил безопасности. Из-за этого авиаперевозчик Utair сообщил, что временно ограничит полеты этих бортов. А вместе с этим, компания отметила, что перевела в российский реестр 50 самолетов из своего парка. Всего у Utair их 59.
Но вопрос перерегистрации не решает проблему обслуживания судов, говорит главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский. Ведь из-за санкций Россия не может получать детали для самолетов, а без замены ряда компонентов они смогут соответствовать мировым стандартам безопасности не больше нескольких месяцев, поясняет эксперт: «Самое важное, что в указе президента не написано ни одного слова о "национализации", "экспроприации" или "конфискации" самолета. Потому что эксплуатация этих воздушных судов без международной кооперации будет просто невозможна.
В течение еще двух месяцев мы можем как-то их эксплуатировать, выдавать им сертификаты летной годности по нашим российским стандартам. Соответственно, одно дело, когда речь идет о документах, которые предоставляют возможность беспрепятственно взлетать, садиться и перевозить пассажиров. Другое дело, вопрос технической летной годности самолетов. Сейчас он состоит в том, где брать запчасти для Boeing и Airbus.
Это можно делать либо в обход санкции контрабандным способом, но ни одна страна, естественно, не признается, что она поставляет России эти запчасти, либо просто останавливать эти самолеты или отдавать их иностранным лизингодателям. Если мы вернем все эти самолеты, их нужно будет поставить куда-то на конкретные маршруты. Но этих маршрутов нет. К сожалению, они вынуждены будут поставить лайнеры на бетон, и они попросту будут гнить. Убытки на миллиарды долларов могут лечь на европейские, американские и британские лизинговые компании».
По данным консалтинговой компании Cirium, до введения санкций в России было 515 самолетов иностранных лизингодателей. Их общая стоимость оценивается примерно в $10 млрд. Но, по сведениям Минтрасна, в иностранных реестрах числится свыше 700 воздушных судов. Это больше половины всего российского авиапарка.