Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летать будем. Как Россия сможет сохранить гражданскую авиацию в условиях жестких санкций


15 марта 2022 года Андрей Магас, amic.ru


Обрушившиеся на Россию западные санкции после начала военной операции на Украине обнажили ряд острейших социально-экономических проблем, одной из которых является ситуация в авиационной отрасли. Ведущие авиакомпании Европы отказались поставлять нашей стране новые самолёты и потребовали вернуть до конца марта находящиеся в лизинге. Сложность в том, что иностранные лайнеры составляют большинство в отечественном авиапарке. Какие варианты решения проблемы предлагают эксперты, как обстоят дела с наличием запчастей и ремонтом, а также производством собственных самолётов разбирался журналист amic.ru Андрей Магас.

Обрушившиеся на Россию западные санкции после начала военной операции на Украине обнажили ряд острейших социально-экономических проблем, одной из которых является ситуация в авиационной отрасли. Ведущие авиакомпании Европы отказались поставлять нашей стране новые самолёты и потребовали вернуть до конца марта находящиеся в лизинге. Сложность в том, что иностранные лайнеры составляют большинство в отечественном авиапарке. Какие варианты решения проблемы предлагают эксперты, как обстоят дела с наличием запчастей и ремонтом, а также производством собственных самолётов разбирался журналист amic.ru Андрей Магас.

Воздушный «привет» из Бермудского треугольника

С 13 марта Управление гражданской авиации Бермудских островов (ВСАА) прекратило действие сертификатов лётной годности для самолётов российских компаний. Согласно заявлению ВСАА, «невозможно с уверенностью говорить, что эти самолёты пригодны к полётам», поскольку антироссийские западные санкции предусматривают запрет на поставку запчастей. Эта мера коснулась более 750 самолётов. Сертификат лётной годности — это документ, подтверждающий соответствие воздушного судна сертификационным требованиям.

Находящиеся у наших авиакомпаний в лизинге самолёты были зарегистрированы на Бермудских островах, и это означает, что их власти несут ответственность за готовность к полётам, — пояснил ситуацию amic.ru директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его мнению, следует перерегистрировать воздушные суда в России. Этот процесс начался уже несколько лет назад, но теперь он должен быть ускорен. После перерегистрации нужно приступить к выдаче российских удостоверений годности. Это нужно, чтобы самолёты смогли осуществлять рейсы внутри страны, ведь количество международных рейсов в настоящее время значительно сократилось из-за введённого запрета на полёты в небе стран Европы.

На самом деле зарубежные фирмы не отзывали свои самолёты, находящиеся в лизинге у наших авиакомпаний, — их принуждают к этому, говорит авиационный эксперт, редактор портала avia.ru Роман Гусаров.

«Лизингодателям такой отзыв не нужен, это тяжёлая для них ситуация, удар по бизнесу. Другое дело, что они не решаются выдать это публично — ведь политики пока бьются в истерике. Представьте себе — им вернут сотни самолётов. Что они с ними будут делать? Тамошний рынок просто не переварит такое количество. Сейчас они тянут время: небо закрыто, да и мы вернуть формально не можем», — сказал он amic.ru.

Эксперт уверен, что довольно скоро за рубежом к политикам начнёт приходить отрезвление.

«Бензин подорожал, газ подорожал, начинается недовольство этим. Если нынешнее положение сохранится, компании будут искать возможности легализовать самолёты, предоставленные нам в лизинг, — скажем, перерегистрировать их в Азии», — говорит Роман Гусаров.

Бьют по государственности

Закрытое небо над Европой для наших авиакомпаний, по мнению Гусарова, мера довольно неприятная, но не смертельная. Для европейцев прекращение полётов над Россией — удар более серьёзный.

«Европейские авиакомпании уже страдают от убытков в условиях закрытого неба над нашей страной. Это не только большие финансовые потери, но и увольнение сотрудников. Если данная ситуация продолжится — они вынуждены будут просить деньги на возмещение ущерба у политического руководства», — заявил Гусаров.

Например, руководству национальной финской авиакомпании Finnair Oyj пришлось отправить в вынужденный неоплачиваемый отпуск от 90 до 200 пилотов, а также от 150 до 450 бортпроводников. Запрет на полёты над РФ привёл к отмене значительной части рейсов Finnair Oyj в Азиатско-Тихоокеанский регион, приносивших до половины всей прибыли. Потери несут не только финны: в прошлом году через российскую территорию было совершено 17 тысяч транзитных перелётов. В нынешнем году это число очень сильно упадёт.

«Любому бизнесу, имеющему глобальный характер, ограничения такого рода невыгодны, а подчас и губительны, — замечает Олег Пантелеев. — Многие европейские компании терпят огромный ущерб, но логика европейских чиновников такова, что данные потери нужно принять как данность, ради того чтобы наказать Россию».

Эксперт считает, что целью западных санкций в авиационной сфере является удар по российской государственности.

«Для России как страны с огромной территорией, наличие системного авиасообщения — условие её территориальной связности. Во многих регионах это не только полёты граждан, но и доставка продуктов, материалов и других жизненно важных товаров. Поэтому, нанося ущерб гражданской авиации, они надеются ударить по нашей государственности как таковой. Поэтому требуется принять ряд решений по сохранению авиасообщения на региональных, межрегиональных прежде всего, а также на некоторых международных линиях», — убежден Пантелеев.

Для этого, по мнению собеседника, следует сохранить в России воздушные суда: «Надо отказаться от их возврата под тем или иным предлогом. Но это решение должно принять правительство, чтобы авиакомпании как бы вынуждены были его соблюдать. Как в случае с отзывом воздушных судов — решение принимали политики, а не компании».

Именно наличие максимального числа самолётов в стране требуется для того, чтобы поддерживать нормальное состояние гражданской авиации, пока в отрасли не начнёт давать эффект уже начавшаяся политика импортозамещения.

«Часть оставленных в стране самолётов можно использовать временно как источники запчастей и материалов. Эти экстренные меры дадут запас времени, для того чтобы наши предприятия смогли освоить выпуск запчастей и проведение ремонтных работ. Ясно, что достаточно долго эксплуатировать парк западных воздушных судов мы не сможем и нужно производить свои», — говорит эксперт.

Он напоминает, что у России имеется освоенный в серии Sukhoi Superjet 100, который оказался востребованным в пандемийный период, когда произошло значительное сокращение гражданских авиарейсов.

«Этот самолёт летал, когда были востребованы суда вместимостью около 100 пассажиров, — рассказал Пантелеев. — Сейчас необходимо ускорить работы по замене в нём иностранных комплектующих на российские. И глава Минпромторга Мантуров недавно сообщил, что работа в этом направлении будет ускорена, включая работы над двигателем отечественного производства. Часть проблем мы сможем снять уже в 2024 году, когда, надеюсь, сможем выпускать до 40 самолетов в год».

Ставка на новизну

Возрождение авиастроения в России идёт с середины нулевых годов, говорит Роман Гусаров: «Тогда полуживые авиастроительные предприятия собрали в единую структуру. Стали инвестировать, набирать кадры, привлекать старых специалистов и пр. Тогда же появились проекты Sukhoi Superjet 100, МС-21. Не стоит забывать, что процесс создания самолёта — от НИОКР до постройки занимает примерно десять лет. И вот сейчас мы подошли, когда у нас есть первые самолёты новых моделей».

А вот пытаться реанимировать производство советских моделей самолетов — шаг неверный, уверен эксперт: «Строить советские — это еще более затратно, чем создавать новые. Это примерно как сегодня возобновлять производство ламповых телевизоров вместо нынешних. Тот же Sukhoi Superjet 100 делают в относительно небольшом цеху, в то время как на заводе в Ульяновске с трудом собрали два самолета Ту-204 за год. Так что, здесь лучше переходить на новые модели. Есть старые самолеты — Ту-154, Ту-204 — они используются в МЧС, президентском отряде и других структурах. Как „скорая помощь“ нашей авиации эта техника может быть использована, но лучше как можно скорее открыть производство новых».

Олег Пантелеев говорит, что сертификация самолета МС-21 была уже намечена на третий квартал нынешнего года.

«Двигатель ПД-14 для него был создан еще в 2018 году. Есть еще модель МС-21-300 с отечественным двигателем на основе российских технических систем. Замена некоторых импортных комплектующих на отечественные может произойти к 2024 году», — объясняет он.

Сейчас главное — не паниковать, а «понять, кто может быть на нашей стороне», отмечает Роман Гусаров.

«В крайнем случае мы можем брать в так называемый „мокрый“ лизинг самолеты у азиатских фирм. Это когда юрисдикция самолетов, место их регистрации, не меняется. Техобслуживание, ремонт — у них. А мы только летаем на этих воздушных судах. Здесь действует принцип „заправляй и лети“. Конечно, нынешняя ситуация изменит наш авиационный ландшафт, но без возможности летать мы точно не останемся. Сначала будем делать на арендованных авиалайнерах, а к 2030 году подойдем к тому, что в нашем небе будут преимущественно самолеты собственного производства». — уверен эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer