Российские перевозчики потихоньку сворачивают международные рейсы, а зарубежные компании забирают у них самолеты, находящиеся в лизинге. Новые запчасти в РФ пока тоже не поставляют. Минтранс готовится вытаскивать страну из бесполетного вакуума всеми силами, в том числе продлевая сроки годности оставшейся в распоряжении техники. Еще один способ решения проблемы — национализация иностранных самолетов. Но что если этот трюк не удастся провернуть?
Кто уже отменил международные авиаперевозки?
Первыми об отмене всех международных рейсов объявили в S7. Компания перестала летать за границу с 5 марта.
С 6 марта «Аэрофлот», «Россия» и «Аврора» перестали пускать на международные рейсы пассажиров с билетами в обе стороны, если дата возвращения — после 8 марта. А с 8 марта остановили все зарубежные рейсы, кроме полетов в Белоруссию.
Также с 8 марта полностью прекратила международные полеты «Победа».
Smartavia приостановила все зарубежные рейсы до 19 марта включительно. А «Уральские авиалинии» закрыли большинство популярных направлений с 27 февраля (первой пала Венгрия).
Nordwind Airlines с 28 февраля отменила международные перелеты из Москвы и частично из регионов, с 7 марта приостановила большую часть своих перевозок, а с 8 марта — все. Azur Air перестала принимать пассажиров с билетами в обе стороны с полуночи 6 марта, а Royal Flight с 5 марта только вывозит россиян из-за рубежа. По большому счету, летать стало некуда и практически не на чем.
Есть, конечно, Sukhoi Superjet 100. Но, во-первых, он вмещает всего 98 человек в базовой компоновке, а во-вторых, дальность его полетов ограничена тремя тысячами километров. В «Ростехе» говорят, что работают над новой модификацией самого известного отечественного пассажирского самолета, но запустить его в эксплуатацию планируют не раньше 2024 года.
На чем тогда летать?
По словам заслуженного военного летчика России Владимира Попова, на данный момент в стране есть Ил-96-300, Ил-96-400, Ил-112 и Ил-114. Можно (и даже нужно) возродить Ту-334.
«Он был испытан, получал в свое время сертификацию. Сейчас его нужно перевести на новые двигатели, заменить металл на углепластик, что у нас сейчас и делается. МС-21 тоже нужно ставить на конвейер, не дожидаясь окончания испытаний, а основные уже прошли, сейчас идут сертификационные. Также необходимо восстанавливать все, что есть из малой авиации. Все Ан-2, которые находятся на хранении. L-410, которые есть у нас, — мы их можем производить самостоятельно. Это будет помощь для увеличения пассажиропотока», — рассказывает Попов в беседе с MSK1.RU.
В общем, есть что поставить на взлетную полосу. Правда, мешает один нюанс: многие из самолетов Международная организация гражданской авиации ограничила в международном использовании из-за шумов и эмиссии выходящих газов.
Это вообще нормальные самолеты?
По мнению Попова, для внутренних перелетов летно-технических характеристик этих самолетов вполне достаточно. Но нужно быть готовыми к еще одному положению дел.
«У нас достаточно много самолетов транспортной авиации. Я имею в виду и в гражданском секторе, где осуществляются грузовые перевозки, и в военном секторе. Нужно думать, как гражданский сектор мобилизовать в интересах пассажирских перевозок. Да, может быть, комфортность будет отсутствовать в какой-то степени, не такая будет отлаженная система, чтобы получать удовольствие от полета, будем вместо грузов возить людей. На Ил-76, как вариант. А может быть, даже одновременно использовать некоторое количество военной авиации в интересах гражданской инфраструктуры», — говорит Попов.
По словам эксперта, все, что в России находится на хранении, можно восстановить за два-три месяца. Правда, добиться этого получится большой ценой и круглосуточными работами, но получится.
А если национализировать то, что в лизинге?
Национализация, по мнению специалистов авиационной отрасли, была бы неверным решением, потому что это приведет к международным судам, которые выиграют западные лизинговые компании. Мало того, что они присвоят российское имущество на своих территориях, так еще и штрафными санкциями обложат. А это, по самым скромным подсчетам, — от 30–40 миллиардов долларов.
«Правильное решение — не бояться и вернуть все самолеты лизинговым компаниям. Пусть это будет их головная боль, пусть у них рухнет вторичный рынок лизинга. А мы в третьих странах уже возьмем другие самолеты в аренду за полцены. Например, у Emirate самолеты полупустые, премиум-класс, берем их и летаем на Восток и в Азию. А компании ЕС пусть банкротятся, потому что будут впаривать за копейки друг другу самолеты, которые никому не нужны», — говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров.
Авиаэксперт считает, что иностранные компании будут тянуть время, потому что им просто невыгодно забирать у РФ свои самолеты, за которые они ежемесячно получают от России огромные платежи. Мало того, что регулярное финансирование прекратится, так авиакомпании еще и дополнительные траты получат — на обслуживание и хранение самолетов у себя. А еще надо платить неустойку за расторжение договора с Россией. Продать или сдать самолеты в лизинг другим странам тоже не получится: не все еще оклемались от последствий пандемии.