Российские перевозчики смогут не возвращать самолеты лизингодателям, если это не одобрит правительственная комиссия по импортозамещению. Соответствующий документ подготовил Минтранс 10 марта, его общественное обсуждение продлится до 23 марта.
Как следует из проекта постановления правительства, опубликованного на портале нормативных правовых актов, если лизингодатель расторгает договор и требует досрочно вернуть воздушное судно или двигатель, а одобрение комиссии не получено, авиакомпания может продолжить использование техники. При этом рассчитываться с лизингодателем она сможет в рублях. В этом случае обслуживать технику предлагается «в организациях, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям федеральных авиационных правил», а страховать — в российских страховых организациях.
Уточняется, что в случае принятия документа действие норматива будет распространяться на все договоры, заключенные до 24 февраля 2022 года. Напомним, Евросоюз ввел санкции, которые запрещают поставки в Россию, техобслуживание и страхование гражданских самолетов и запчастей и обязывают лизингодателей разорвать до конца марта действующие контракты с авиакомпаниями. В ответ на задержание российских самолетов за рубежом Росавиация рекомендовала прекратить полеты за границу на лайнерах, зарегистрированных в иностранных реестрах, а также зарегистрировать их в России.
Накануне Михаил Мишустин анонсировал запрет на сделки со страховыми компаниями, перестраховщиками, страховыми брокерами из списка «недружественных государств». В этом списке на данный момент находятся государства-члены Европейского Союза, Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария и Япония.
По мнению экспертов, если документ, разработанный Минтрансом, будет принят в таком виде, он фактически означает национализацию зарубежной техники. Маловероятно, что большинство лизингодателей одобрят как расчеты в рублях, так и обслуживание бортов в несертифицированных ими сервисных центрах, считает главред avia.ru Роман Гусаров. Скорее всего, за этим последуют судебные иски и дальнейшие санкции в отношении России, вплоть до полного запрета на полеты наших авиакомпаний за границу.
Первая реакция на эти меры уже последовала — по данным источников Profi.Travel, Китай уже отказал авиакомпаниям РФ в поставках авиазапчастей.