Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На пути к мировому лидерству? КНР рассказала о планах по развитию космонавтики на пять лет


8 февраля 2022 года Михаил Котов, ТАСС


С китайской космонавтикой, на мой взгляд, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, Китай — лидер во многих областях этой сферы, а с другой — о его достижениях известно чаще всего лишь специалистам или увлекающимся любителям. Даже о том, что в настоящее время работают только две орбитальные станции и при этом одна из них построена именно Китаем, часто забывают.

С китайской космонавтикой, на мой взгляд, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, Китай — лидер во многих областях этой сферы, а с другой — о его достижениях известно чаще всего лишь специалистам или увлекающимся любителям. Даже о том, что в настоящее время работают только две орбитальные станции и при этом одна из них построена именно Китаем, часто забывают.

За последние годы КНР удалось отметиться множеством космических достижений, которые сделали бы честь любой космической державе: возврат грунта с Луны, луноходы, марсианская научная миссия, первая в истории автоматическая стыковка на лунной орбите. Лидерство Китая по количеству космических запусков тоже стало уже привычным. При этом все это Китай делает в очень высоком по современным меркам темпе, что заставляет специалистов еще с большей внимательностью изучать китайский опыт, а опубликованная Государственным советом КНР совсем недавно "Белая книга китайской космонавтики" стала объектом пристального внимания научного сообщества.

"Белой книгой" (white paper) традиционно для англоговорящих стран называют государственное сообщение, поясняющее политику в каком-либо вопросе. С помощью такого документа заявляются миссии, видение и принципы государства (или компании). Как правило, "белые книги" имеют небольшой объем, всего несколько страниц.

Ракетные тенденции

Говоря о своей "космической транспортной системе", Китай на этот раз заявляет одним из приоритетов модернизацию ракет — для улучшения их экологичности. Китай — единственная в настоящее время страна, которая запускает космонавтов на гептиловых ракетах (очень токсичное топливо, в случае аварии оно может даже привести к гибели экипажа). Теперь же Китай говорит о разработке новых ракет-носителей на водородном и метановом топливе (меньше остальных влияют на окружающую среду).

Кроме того, в "белой книге" заявлено ускорение модернизации существующих ракет и расширение семейства "Чанчжэн" ("Великий поход") — основных ракет китайской космонавтики. Отдельно сказано о запусках коммерческих носителей и их дальнейшем развитии. При этом удивительно, но Китай, судя по документу, никак не выделяет многоразовые ракеты-носители и не считает их создание приоритетным для космической отрасли. Хотя еще совсем недавно говорилось о возможности максимально быстрой разработки аналогов Falcon 9 и Starship компании SpaceX, тем не менее в основополагающем документе многоразовости посвящено всего одно предложение.

Отдельно Китай говорит о важности разработки и создания ракет с большой грузоподъемностью. Упоминаются при этом и недавние испытания твердотопливных ускорителей высокой мощности — скорее всего, первый китайский сверхтяж будет использовать именно эту технологию.

Связь и наблюдение

Планы КНР на ближайшие пять лет включают в себя создание самых разных космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, в том числе это разработка спутников для геостационарного мониторинга в микроволновом диапазоне, наблюдение за океаническими территориями, углеродный мониторинг и наблюдение за атмосферой. Отдельным пунктом в документе идет разработка интерферометрического радара с синтезированной апертурой (InSAR) X-диапазона с двумя антеннами — применяется для эффективного всестороннего мониторинга Земли и сбора данных по всему миру.

Также Китай собирается запускать новые спутниковые созвездия для обеспечения широкополосного доступа к сети интернет, построить сеть спутниковой связи с совместной работой космических аппаратов на высокой и низкой орбите, испытать новые спутники связи для коммерческого применения и создать спутниковую систему ретрансляции данных второго поколения. Кроме того, стоит ожидать модернизации навигационной спутниковой системы BeiDou до следующего поколения, а также разработку новой, более точной национальной системы позиционирования и навигации (PNT).

Пилотируемая космонавтика и дальний космос

Согласно документу, который опубликовало Информационное управление Госсовета страны, Китай планирует продолжить реализацию своего проекта пилотируемых космических полетов. Для реализации этого будет произведен запуск экспериментальных модулей "Вэньтянь" и "Мэнтянь", космического телескопа "Сюньтянь", а также пилотируемых космических кораблей "Шэньчжоу" и грузовиков "Тяньчжоу".

Ожидается, что в ближайшие пять лет будет завершено строительство национальной орбитальной станции и лабораторного модуля. Что позволит начать крупномасштабные научные эксперименты и продолжить долгосрочные экспедиции, выведя их на новый уровень.

В "белой книге" указано, что предполагается также продолжение "создания технологий по плану высадки человека на Луну, разработка пилотируемого космического корабля нового поколения и исследования ключевых технологий, чтобы заложить основу для исследования и освоения окололунного пространства". Этот пункт документа выглядит все же так, словно до 2027 года ждать пилотируемого полета на Луну от Китая все-таки не стоит — будут проходить исследования, но о конкретных планах на полет слов нет. Впрочем, и до "белой книги" примерной датой высадки на Луну назывался 2028 год. Наиболее интересно, на мой взгляд, здесь выглядит момент про пилотируемый корабль нового поколения — что это? Ни тот ли аппарат, который Китай испытывал в 2020 году, или все же что-то принципиально новое?

Тем не менее китайцы продолжат изучать Луну автоматическими станциями. Так, в ближайшие пять лет ожидается запуск лунного зонда "Чанъэ-6" для сбора и доставки образцов из полярных областей Луны — это позволит более точно изучить реголит и доказать существование водяного льда возле лунных полюсов. В полярные области Луны направится аппарат "Чанъэ-7". Продолжатся работы по созданию международной научной автоматической лунной станции — проект, в котором Китай работает вместе с Россией, при этом стороны уже заявляли о возможности участия других стран.

Также Китай планирует за пять лет совершить миссию по возврату проб грунта с астероида и полностью разработать миссию по возврату грунта с Марса (ранее появлялись заявления о возможной реализации этого масштабного проекта в 2028 году).

Таким образом, китайская "белая книга" очень четко показывает весь масштаб космических амбиций страны. Если китайская космонавтика продолжит развиваться в том темпе, который она поддерживает сейчас, и сумеет реализовать все поставленные в документе задачи, то это станет очень серьезной заявкой на мировое космическое лидерство. По крайней мере по масштабу и разнообразию выполненных космических задач.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer