Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На пути к мировому лидерству? КНР рассказала о планах по развитию космонавтики на пять лет


8 февраля 2022 года Михаил Котов, ТАСС


С китайской космонавтикой, на мой взгляд, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, Китай — лидер во многих областях этой сферы, а с другой — о его достижениях известно чаще всего лишь специалистам или увлекающимся любителям. Даже о том, что в настоящее время работают только две орбитальные станции и при этом одна из них построена именно Китаем, часто забывают.

С китайской космонавтикой, на мой взгляд, сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, Китай — лидер во многих областях этой сферы, а с другой — о его достижениях известно чаще всего лишь специалистам или увлекающимся любителям. Даже о том, что в настоящее время работают только две орбитальные станции и при этом одна из них построена именно Китаем, часто забывают.

За последние годы КНР удалось отметиться множеством космических достижений, которые сделали бы честь любой космической державе: возврат грунта с Луны, луноходы, марсианская научная миссия, первая в истории автоматическая стыковка на лунной орбите. Лидерство Китая по количеству космических запусков тоже стало уже привычным. При этом все это Китай делает в очень высоком по современным меркам темпе, что заставляет специалистов еще с большей внимательностью изучать китайский опыт, а опубликованная Государственным советом КНР совсем недавно "Белая книга китайской космонавтики" стала объектом пристального внимания научного сообщества.

"Белой книгой" (white paper) традиционно для англоговорящих стран называют государственное сообщение, поясняющее политику в каком-либо вопросе. С помощью такого документа заявляются миссии, видение и принципы государства (или компании). Как правило, "белые книги" имеют небольшой объем, всего несколько страниц.

Ракетные тенденции

Говоря о своей "космической транспортной системе", Китай на этот раз заявляет одним из приоритетов модернизацию ракет — для улучшения их экологичности. Китай — единственная в настоящее время страна, которая запускает космонавтов на гептиловых ракетах (очень токсичное топливо, в случае аварии оно может даже привести к гибели экипажа). Теперь же Китай говорит о разработке новых ракет-носителей на водородном и метановом топливе (меньше остальных влияют на окружающую среду).

Кроме того, в "белой книге" заявлено ускорение модернизации существующих ракет и расширение семейства "Чанчжэн" ("Великий поход") — основных ракет китайской космонавтики. Отдельно сказано о запусках коммерческих носителей и их дальнейшем развитии. При этом удивительно, но Китай, судя по документу, никак не выделяет многоразовые ракеты-носители и не считает их создание приоритетным для космической отрасли. Хотя еще совсем недавно говорилось о возможности максимально быстрой разработки аналогов Falcon 9 и Starship компании SpaceX, тем не менее в основополагающем документе многоразовости посвящено всего одно предложение.

Отдельно Китай говорит о важности разработки и создания ракет с большой грузоподъемностью. Упоминаются при этом и недавние испытания твердотопливных ускорителей высокой мощности — скорее всего, первый китайский сверхтяж будет использовать именно эту технологию.

Связь и наблюдение

Планы КНР на ближайшие пять лет включают в себя создание самых разных космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, в том числе это разработка спутников для геостационарного мониторинга в микроволновом диапазоне, наблюдение за океаническими территориями, углеродный мониторинг и наблюдение за атмосферой. Отдельным пунктом в документе идет разработка интерферометрического радара с синтезированной апертурой (InSAR) X-диапазона с двумя антеннами — применяется для эффективного всестороннего мониторинга Земли и сбора данных по всему миру.

Также Китай собирается запускать новые спутниковые созвездия для обеспечения широкополосного доступа к сети интернет, построить сеть спутниковой связи с совместной работой космических аппаратов на высокой и низкой орбите, испытать новые спутники связи для коммерческого применения и создать спутниковую систему ретрансляции данных второго поколения. Кроме того, стоит ожидать модернизации навигационной спутниковой системы BeiDou до следующего поколения, а также разработку новой, более точной национальной системы позиционирования и навигации (PNT).

Пилотируемая космонавтика и дальний космос

Согласно документу, который опубликовало Информационное управление Госсовета страны, Китай планирует продолжить реализацию своего проекта пилотируемых космических полетов. Для реализации этого будет произведен запуск экспериментальных модулей "Вэньтянь" и "Мэнтянь", космического телескопа "Сюньтянь", а также пилотируемых космических кораблей "Шэньчжоу" и грузовиков "Тяньчжоу".

Ожидается, что в ближайшие пять лет будет завершено строительство национальной орбитальной станции и лабораторного модуля. Что позволит начать крупномасштабные научные эксперименты и продолжить долгосрочные экспедиции, выведя их на новый уровень.

В "белой книге" указано, что предполагается также продолжение "создания технологий по плану высадки человека на Луну, разработка пилотируемого космического корабля нового поколения и исследования ключевых технологий, чтобы заложить основу для исследования и освоения окололунного пространства". Этот пункт документа выглядит все же так, словно до 2027 года ждать пилотируемого полета на Луну от Китая все-таки не стоит — будут проходить исследования, но о конкретных планах на полет слов нет. Впрочем, и до "белой книги" примерной датой высадки на Луну назывался 2028 год. Наиболее интересно, на мой взгляд, здесь выглядит момент про пилотируемый корабль нового поколения — что это? Ни тот ли аппарат, который Китай испытывал в 2020 году, или все же что-то принципиально новое?

Тем не менее китайцы продолжат изучать Луну автоматическими станциями. Так, в ближайшие пять лет ожидается запуск лунного зонда "Чанъэ-6" для сбора и доставки образцов из полярных областей Луны — это позволит более точно изучить реголит и доказать существование водяного льда возле лунных полюсов. В полярные области Луны направится аппарат "Чанъэ-7". Продолжатся работы по созданию международной научной автоматической лунной станции — проект, в котором Китай работает вместе с Россией, при этом стороны уже заявляли о возможности участия других стран.

Также Китай планирует за пять лет совершить миссию по возврату проб грунта с астероида и полностью разработать миссию по возврату грунта с Марса (ранее появлялись заявления о возможной реализации этого масштабного проекта в 2028 году).

Таким образом, китайская "белая книга" очень четко показывает весь масштаб космических амбиций страны. Если китайская космонавтика продолжит развиваться в том темпе, который она поддерживает сейчас, и сумеет реализовать все поставленные в документе задачи, то это станет очень серьезной заявкой на мировое космическое лидерство. По крайней мере по масштабу и разнообразию выполненных космических задач.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer