Перед визитом президента Турции в Киев 3 февраля вооруженные силы Украины (ВСУ) активизировали использование разведывательно-ударных дронов Bayraktar. Одной из тем посещения стало расширение сотрудничества двух стран в области производства беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Киев пытается максимально тесно включиться в совместные проекты по ним с Анкарой. Каковы перспективы такого сотрудничества, какими новыми дронами и зачем пытаются оснастить ВСУ, разбирались «Известия».
Санкционный продукт
Несколько дней перед визитом в Киев Реджепа Тайипа Эрдогана фиксировалось повышенное присутствие в воздухе украинских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Bayraktar («Знаменосец» в переводе с турецкого). Они курсировали вдоль линии разграничения, но не перелетали ее — вели оптико-электронную разведку. Оружия дроны в этот раз не применяли, рассказали «Известиям» источники, близкие к командованию ДНР и ЛНР.
Проверить свое новейшее приобретение в бою Украина решилась только однажды. В октябре прошлого года один из дронов нанес удар по гаубице Д-30 в тылу непризнанных республик. Атака вызвала серьезное обострение вдоль всей линии разграничения с ЛДНР, которое не прекращается до сегодняшнего дня.
По словам министра обороны Украины Алексея Резникова, в четверг во время визита Эрдогана страны подписали рамочное соглашение, расширяющее договор о строительстве на Украине завода, производящего беспилотные аппараты Bayraktar.
В Госдепе США не высказали недовольства этим контрактом, но призвали обе стороны «ответственно применять вооружения». Об этом заявил руководитель пресс-службы американского дипломатического ведомства Нед Прайс. Он пояснил, что такое оружие должно использоваться так, чтобы не причинять вреда гражданским лицам.
Такое уточнение со стороны представителя Госдепа не было случайностью. Во время широкого применения Азербайджаном дронов Bayraktar в войне за Нагорный Карабах Турция встретилась с жесткой критикой со стороны некоторых стран ЕС, включая Францию. Канада вовсе прекратила поставки двигателей и оптики для беспилотников. Анкару обвинили в раздувании конфликта и подталкивании Баку к военному решению вопроса непризнанных территорий.
В европейских и американских СМИ сообщалось о временной приостановке производства БЛА в Турции из-за недостатка комплектующих.
— Столкнувшись с угрозой санкций на военные компоненты от своих ближайших партнеров, Турция начала искать способы защититься, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Часть компонентов они пытаются локализовать у себя, часть — закупить у тех стран, которые не так разборчивы. Понятно, что Киев в этой паре ведомый и он не может выставлять Анкаре политических или гуманитарных требований. Наоборот, его можно использовать для обхода санкционного режима. Киев в НАТО сейчас очень любят и жалеют и охотно продадут ему те комплектующие, которые запрещают к поставке в саму Турцию.
Для Украины локализация производства на своей территории — это и способ уменьшить стоимость, и возможность прикоснуться к иностранным высоким технологиям. Особенно на фоне полностью провальных попыток КБ «Антонова» разработать собственный дрон среднего класса, близкий к Bayraktar. Презентованный в 2016-м прототип боевого беспилотника «Горлица» АН-БК-1 поднялся в воздух пару раз, а со следующего года программу заморозили и обратились к туркам, напомнил эксперт.
Украинская мечта
Украина после 2014 года встретилась с негласным эмбарго на поставки летальных вооружений со стороны большинства зарубежных стран. Попали под него и ударные беспилотники. Поэтому с 2017 года Киев начал переговоры о закупке дронов с турецкими производителями, которые в то время активно формировали экспортный портфель на свои Bayraktar TB2. В 2019 году их первую партию доставили на Украину.
Турецкие БЛА вошли в состав 34-й отдельной эскадрильи беспилотных авиационных комплексов 7-й бригады тактической авиации на аэродроме Староконстантинов в Хмельницкой области. С 2021 года первые такие дроны появились и в распоряжении украинского флота.
Кроме самих БЛА Турция продала Украине боеприпасы для них. Сообщалось о поставке в 2020 году более 200 корректируемых авиабомб Roketsan MAM-L и MAM-C.
— Для Украины сейчас нет никакого другого варианта обновить ударную авиацию, кроме как закупиться беспилотниками, — считает Владислав Шурыгин. — Пилотируемые машины слишком дороги. А тут они посмотрели на успех Азербайджана против Нагорного Карабаха в 2020 году, опыт использования в Ливии, и сразу подумали, что это именно та технология, которая поможет при умеренных затратах получить техническое превосходство над ДНР и ЛНР.
Против стран, располагающих мощными системами ПВО и собственной истребительной авиацией, такие беспилотники не станут серьезным противником. Но вооружение народных республик не слишком хорошо приспособлено для противостояния новой угрозе. Планы закупить полсотни Bayraktar говорят о том, что Киев намерен победить в конфликте на востоке страны вооруженным путем, отметил эксперт.
Точное количество поставленных Украине Bayraktar не обнародовалось, но в ноябре 2020-го генеральный директор компании «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря заявил о планах приобрести для ВСУ в общей сложности 48 беспилотников Bayraktar, что сделало бы Украину обладателем крупнейшего после самой Турции их парка.
Этим планы Киева не ограничиваются. Сообщалось об интересе ВСУ к более мощному турецкому дрону, например Anka-S, способному нести тяжелые бомбы и имеющему увеличенную дальность. Его также планируют производить на территории Украины.
В меморандуме о сотрудничестве между министерством обороны Украины и компанией Bayraktar Savunma официально речь идет о создании под Киевом учебно-испытательного центра для обслуживания, ремонта и модернизации БЛА, а также для обучения персонала.
Но украинские политики говорят о полноценном заводе для сборки дронов. Так, представитель украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Алексей Арестович заявил, что в Василькове будут производиться в том числе тяжелые БЛА Anka и некие необъявленные украинские модели.
Сообщалось также об интересе Украины к БЛА Acinci. Тяжелая двухвинтовая машина весом более 5 т оснащена украинскими двигателями АИ-450С. Новый дрон лишь в прошлом году поступил на вооружение в самой Турции.
В ноябре 2021-го украинское госпредприятие «Ивченко-прогресс» подписало с турецкой компанией Baykar Makina базовое соглашение об использовании своих двигателей в еще одном ее амбициозном беспилотном проекте. Планируется применить турбореактивный AИ-322Ф с форсажной камерой на скоростном тяжелом БЛА-истребителе MIUS, который существует пока только в чертежах.
Турецкий «Знаменосец»
Разведывательно-ударные Bayraktar TB2, разработанные частной турецкой компанией Baykar Makina, поступают на вооружение Турции с 2016 года. В ноябре прошлого года производитель отчитался, что мировой флот таких БЛА налетал свыше 400 тыс. часов, а беспилотники этой модели заказаны 13 странами мира. Произведено свыше 250 единиц. С 2022 года его получит Польша. Она станет первой зарубежной страной НАТО, закупившей аппараты этой модели.
По данным производителя, турецкий дрон при весе 630 кг может нести до 55 кг боеприпасов. Его максимальная высота полета — 7 км. Он способен развивать скорость до 130 км/ч. Радиус действия БЛА ограничен прямой радиовидимостью и не превышает 150 км.
В качестве основного вооружения в арсенале Bayraktar TB2 корректируемые бомбы MAM-C и MAM-L с наведением по лазерному лучу. Они весят всего 8 кг и 23 кг соответственно, и их боевая часть позволяет эффективно поражать автомашины и легкую бронетехнику. Но, как отмечают эксперты, для надежного уничтожения хорошо бронированных целей и зданий мощности таких боеприпасов недостаточно.
Все ключевые компоненты Bayraktar TB2 закупались за рубежом. Двигатели Rotax 912 поставлялись из Канады. Высокие характеристики по обнаружению целей днем и ночью обеспечивает канадская оптико-электронная система WESCAM MX-15D. Она может обнаружить бронетехнику на расстоянии 15 км. Кроме того, дрон оснащен лазерным дальномером-целеуказателем стандарта НАТО. С его помощью БЛА может наводить на цели корректируемые снаряды и тяжелые авиабомбы, сброшенные с самолетов.
После санкций со стороны западных партнеров Турция объявила о программе импортозамещения. В частности, канадскую оптико-электронную систему планируется заменить на производимую в Турции.
Были представлены также прототипы двигателей для беспилотников. Но, по мнению экспертов, закупка авиамоторов у Украины свидетельствует о том, что собственные проекты импортозамещения в этом ключевом компоненте продвигаются не так успешно, как этого хотелось бы Анкаре.