Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Претенденты на дрон: почему Киев сделал ставку на турецкие «Байрактар»


5 февраля 2022 года Антон Лавров, Известия


Перед визитом президента Турции в Киев 3 февраля вооруженные силы Украины (ВСУ) активизировали использование разведывательно-ударных дронов Bayraktar. Одной из тем посещения стало расширение сотрудничества двух стран в области производства беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Киев пытается максимально тесно включиться в совместные проекты по ним с Анкарой. Каковы перспективы такого сотрудничества, какими новыми дронами и зачем пытаются оснастить ВСУ, разбирались «Известия».

Перед визитом президента Турции в Киев 3 февраля вооруженные силы Украины (ВСУ) активизировали использование разведывательно-ударных дронов Bayraktar. Одной из тем посещения стало расширение сотрудничества двух стран в области производства беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Киев пытается максимально тесно включиться в совместные проекты по ним с Анкарой. Каковы перспективы такого сотрудничества, какими новыми дронами и зачем пытаются оснастить ВСУ, разбирались «Известия».

Санкционный продукт

Несколько дней перед визитом в Киев Реджепа Тайипа Эрдогана фиксировалось повышенное присутствие в воздухе украинских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Bayraktar («Знаменосец» в переводе с турецкого). Они курсировали вдоль линии разграничения, но не перелетали ее — вели оптико-электронную разведку. Оружия дроны в этот раз не применяли, рассказали «Известиям» источники, близкие к командованию ДНР и ЛНР.

Проверить свое новейшее приобретение в бою Украина решилась только однажды. В октябре прошлого года один из дронов нанес удар по гаубице Д-30 в тылу непризнанных республик. Атака вызвала серьезное обострение вдоль всей линии разграничения с ЛДНР, которое не прекращается до сегодняшнего дня.

По словам министра обороны Украины Алексея Резникова, в четверг во время визита Эрдогана страны подписали рамочное соглашение, расширяющее договор о строительстве на Украине завода, производящего беспилотные аппараты Bayraktar.

В Госдепе США не высказали недовольства этим контрактом, но призвали обе стороны «ответственно применять вооружения». Об этом заявил руководитель пресс-службы американского дипломатического ведомства Нед Прайс. Он пояснил, что такое оружие должно использоваться так, чтобы не причинять вреда гражданским лицам.

Такое уточнение со стороны представителя Госдепа не было случайностью. Во время широкого применения Азербайджаном дронов Bayraktar в войне за Нагорный Карабах Турция встретилась с жесткой критикой со стороны некоторых стран ЕС, включая Францию. Канада вовсе прекратила поставки двигателей и оптики для беспилотников. Анкару обвинили в раздувании конфликта и подталкивании Баку к военному решению вопроса непризнанных территорий.

В европейских и американских СМИ сообщалось о временной приостановке производства БЛА в Турции из-за недостатка комплектующих.

— Столкнувшись с угрозой санкций на военные компоненты от своих ближайших партнеров, Турция начала искать способы защититься, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Часть компонентов они пытаются локализовать у себя, часть — закупить у тех стран, которые не так разборчивы. Понятно, что Киев в этой паре ведомый и он не может выставлять Анкаре политических или гуманитарных требований. Наоборот, его можно использовать для обхода санкционного режима. Киев в НАТО сейчас очень любят и жалеют и охотно продадут ему те комплектующие, которые запрещают к поставке в саму Турцию.

Для Украины локализация производства на своей территории — это и способ уменьшить стоимость, и возможность прикоснуться к иностранным высоким технологиям. Особенно на фоне полностью провальных попыток КБ «Антонова» разработать собственный дрон среднего класса, близкий к Bayraktar. Презентованный в 2016-м прототип боевого беспилотника «Горлица» АН-БК-1 поднялся в воздух пару раз, а со следующего года программу заморозили и обратились к туркам, напомнил эксперт.

Украинская мечта

Украина после 2014 года встретилась с негласным эмбарго на поставки летальных вооружений со стороны большинства зарубежных стран. Попали под него и ударные беспилотники. Поэтому с 2017 года Киев начал переговоры о закупке дронов с турецкими производителями, которые в то время активно формировали экспортный портфель на свои Bayraktar TB2. В 2019 году их первую партию доставили на Украину.

Турецкие БЛА вошли в состав 34-й отдельной эскадрильи беспилотных авиационных комплексов 7-й бригады тактической авиации на аэродроме Староконстантинов в Хмельницкой области. С 2021 года первые такие дроны появились и в распоряжении украинского флота.

Кроме самих БЛА Турция продала Украине боеприпасы для них. Сообщалось о поставке в 2020 году более 200 корректируемых авиабомб Roketsan MAM-L и MAM-C.

— Для Украины сейчас нет никакого другого варианта обновить ударную авиацию, кроме как закупиться беспилотниками, — считает Владислав Шурыгин. — Пилотируемые машины слишком дороги. А тут они посмотрели на успех Азербайджана против Нагорного Карабаха в 2020 году, опыт использования в Ливии, и сразу подумали, что это именно та технология, которая поможет при умеренных затратах получить техническое превосходство над ДНР и ЛНР.

Против стран, располагающих мощными системами ПВО и собственной истребительной авиацией, такие беспилотники не станут серьезным противником. Но вооружение народных республик не слишком хорошо приспособлено для противостояния новой угрозе. Планы закупить полсотни Bayraktar говорят о том, что Киев намерен победить в конфликте на востоке страны вооруженным путем, отметил эксперт.

Точное количество поставленных Украине Bayraktar не обнародовалось, но в ноябре 2020-го генеральный директор компании «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря заявил о планах приобрести для ВСУ в общей сложности 48 беспилотников Bayraktar, что сделало бы Украину обладателем крупнейшего после самой Турции их парка.

Этим планы Киева не ограничиваются. Сообщалось об интересе ВСУ к более мощному турецкому дрону, например Anka-S, способному нести тяжелые бомбы и имеющему увеличенную дальность. Его также планируют производить на территории Украины.

В меморандуме о сотрудничестве между министерством обороны Украины и компанией Bayraktar Savunma официально речь идет о создании под Киевом учебно-испытательного центра для обслуживания, ремонта и модернизации БЛА, а также для обучения персонала.

Но украинские политики говорят о полноценном заводе для сборки дронов. Так, представитель украинской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Алексей Арестович заявил, что в Василькове будут производиться в том числе тяжелые БЛА Anka и некие необъявленные украинские модели.

Сообщалось также об интересе Украины к БЛА Acinci. Тяжелая двухвинтовая машина весом более 5 т оснащена украинскими двигателями АИ-450С. Новый дрон лишь в прошлом году поступил на вооружение в самой Турции.

В ноябре 2021-го украинское госпредприятие «Ивченко-прогресс» подписало с турецкой компанией Baykar Makina базовое соглашение об использовании своих двигателей в еще одном ее амбициозном беспилотном проекте. Планируется применить турбореактивный AИ-322Ф с форсажной камерой на скоростном тяжелом БЛА-истребителе MIUS, который существует пока только в чертежах.

Турецкий «Знаменосец»

Разведывательно-ударные Bayraktar TB2, разработанные частной турецкой компанией Baykar Makina, поступают на вооружение Турции с 2016 года. В ноябре прошлого года производитель отчитался, что мировой флот таких БЛА налетал свыше 400 тыс. часов, а беспилотники этой модели заказаны 13 странами мира. Произведено свыше 250 единиц. С 2022 года его получит Польша. Она станет первой зарубежной страной НАТО, закупившей аппараты этой модели.

По данным производителя, турецкий дрон при весе 630 кг может нести до 55 кг боеприпасов. Его максимальная высота полета — 7 км. Он способен развивать скорость до 130 км/ч. Радиус действия БЛА ограничен прямой радиовидимостью и не превышает 150 км.

В качестве основного вооружения в арсенале Bayraktar TB2 корректируемые бомбы MAM-C и MAM-L с наведением по лазерному лучу. Они весят всего 8 кг и 23 кг соответственно, и их боевая часть позволяет эффективно поражать автомашины и легкую бронетехнику. Но, как отмечают эксперты, для надежного уничтожения хорошо бронированных целей и зданий мощности таких боеприпасов недостаточно.

Все ключевые компоненты Bayraktar TB2 закупались за рубежом. Двигатели Rotax 912 поставлялись из Канады. Высокие характеристики по обнаружению целей днем и ночью обеспечивает канадская оптико-электронная система WESCAM MX-15D. Она может обнаружить бронетехнику на расстоянии 15 км. Кроме того, дрон оснащен лазерным дальномером-целеуказателем стандарта НАТО. С его помощью БЛА может наводить на цели корректируемые снаряды и тяжелые авиабомбы, сброшенные с самолетов.

После санкций со стороны западных партнеров Турция объявила о программе импортозамещения. В частности, канадскую оптико-электронную систему планируется заменить на производимую в Турции.

Были представлены также прототипы двигателей для беспилотников. Но, по мнению экспертов, закупка авиамоторов у Украины свидетельствует о том, что собственные проекты импортозамещения в этом ключевом компоненте продвигаются не так успешно, как этого хотелось бы Анкаре.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer