После начала российской военной операции на Украине западные страны ввели ряд ограничений и санкций, затрагивающих авиационную отрасль России. ЕС решил полностью закрыть небо для российской авиации и запретил поставки в страну самолетов и запчастей к ним. В том, как ограничения скажутся на авиаотрасли, разбирался Forbes
Закрытое небо
В день начала операции на Украине, 24 февраля, Великобритания запретила «Аэрофлоту» полеты в королевство, а днем позже закрыла воздушное пространство для всех российских авиакомпаний (это означает, что российским самолетам нельзя будет летать не только в Великобританию, но и пролетать над ее территорией). В пятницу, 25 февраля, к закрытию воздушного пространства для России присоединились Польша и Чехия. К вечеру воскресенья стран, чье небо для авиакомпаний из России закрыто, набралось более 30. В ответ Росавиация начала закрывать российское небо для авиакомпаний из некоторых этих стран. Наконец, вечером 27 февраля Евросоюз решил полностью закрыть небо для российских самолетов.
Нельзя будет попасть в Европу из России и через иностранные авиакомпании третьих стран. Как рассказал Forbes источник, близкий к Росавиации, дело в том, что для этого нужна так называемая «пятая свобода» воздушного пространства: она разрешает лететь из страны регистрации авиакомпании в другую страну при посадке в третьей. Например, когда авиакомпания другой страны сначала прилетает, например, в Москву, забирает пассажиров и далее летит в Европу. «Такой свободы ни у кого сейчас нет, поэтому не выйдет. Только через Турцию, Казахстан. Возможно, Росавиация временно разрешит «пятую свободу», чтобы помочь пассажирам», — рассказал источник Forbes.
Остаются только обходные пути, подтверждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Например, через Турцию (Стамбул) или Казахстан (Нур-Султан). Сейчас, по данным сайта Turkish Airlines, можно найти билеты из Москвы в Стамбул на 8 марта за 13 685 рублей. Из Стамбула, например, в Будапешт турецкими авиалиниями можно улететь 8 марта за 10 254 рубля. Обратно из Будапешта в Стамбул на те же даты — 9 970 рублей, а из Стамбула в Москву — 23 122 рубля.
Потери из-за закрытого российского неба понесут и европейские перевозчики, отмечает генеральный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: теперь при закрытии Транссибирского и прочих маршрутов через Россию обслуживать азиатское направление им будет гораздо дороже, что приведет к снижению их конкурентоспособности на фоне азиатских конкурентов, указывает эксперт.
Без самолетов и запчастей
Европейский запрет на поставки самолетов и запчастей коснулся компании Airbus — одного из крупнейших авиастроителей в мире. В России, согласно данным Росавиации, самолетов Airbus более 300. Больше всего их у «Аэрофлота» (118 из задействованных в расписании регулярных пассажирских перевозок) и S7 (66 лайнеров), а у «Уральских авиалиний» из самолетов Airbus состоит весь парк. К 28 марта все поставки европейских самолетов и лизинговые контракты должны быть прекращены.
Согласно санкционному регламенту, ЕС также ввел запрет на оказание любых страховых и перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, на их ремонт и модификацию. В результате вернуть самолеты потребуют не только европейские лизинговые компании, но и лизингодатели из третьих стран, опасаясь рисков, говорит Олег Пантелеев. Ограничения на поставку запчастей приведут к невозможности техобслуживания (ТО) иностранных самолетов и поддержания их летной годности, говорит эксперт. «Европейские запчасти есть и у американских самолетов Boeing, и даже у отечественного Superjet. Это приведет к полному параличу магистральных перевозок», — уверен он. Решение проблемы возможно при отказе от возврата части лизинговых самолетов и при освоении ТО силами российских провайдеров. Приобретать комплектующие для ремонта и заказывать некоторые услуги потребуется в третьих странах, не поддерживающих санкции, говорит эксперт.
«Что касается самолетов Superjet, сейчас полным ходом идет создание его импортозамещенной версии. По заявлениям производителя, поставки такого самолета возможны с 2024 года, тогда же должен появиться и отечественный турбореактивный двигатель ПД-8», — говорит Пантелеев.
Серьезно ударит по рынку и ограничение в части финансовых услуг: утратив доступ к существенной части мирового рынка перестрахования, российская страховая индустрия должна будет запрашивать помощь у государства, чтобы удерживать риски российских авиакомпаний внутренними ресурсами. Без принятия таких мер международные перевозки окажутся невозможными, добавляет эксперт.
Главный вопрос — что делать с дальнемагистральными перелетами, поскольку для них российские авиакомпании задействуют только иностранные лайнеры, говорит Гусаров. «И если со среднемагистральным сегментом (перелеты от 2500 до 6000 км) можно найти решение — поезд или машина, то, например, поездки на Дальний Восток уже станут проблемой», — отмечает он. В крайнем случае российских туристов смогут «подхватить» третьи страны, например, турецкие или китайские перевозчики, предполагает Гусаров.
Лизинг самолетов у «дочек» санкционных банков
Еще один важный момент — контракты с лизинговыми компаниями, принадлежащими попавшим под санкции банкам. На 2020 год «Сбербанк Лизинг» поставил группе «Аэрофлот» 49 самолетов. Всего, по данным сайта «Сбера», у компании 70 самолетов, а среди клиентов также «Уральские авиалинии» и Utair. «ВТБ-лизинг», например, дает в аренду «Аэрофлоту» 67 самолетов, Utair — три самолета, всего в парке у компании более 100 лайнеров. В лизинговом портфеле «ВЭБ-лизинга» были 43 самолета Airbus и Boeing.
За короткий срок (ВТБ и ВЭБ за месяц, «Сберу» — до конца мая) компаниям придется перевести все расчеты из доллара в рубли, менять условия договоров и проводить другую сложную юридическую работу, говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса Pen & Paper Сергей Гландин. «Для лизинговых компаний из-за таких сроков это настоящая головная боль. Ведь, помимо аренды самолетов, им нужно платить регистратору лайнеров, налоги и так далее», — поясняет эксперт. Одно из решений: передача бортов от находящихся под санкциями юридических лиц к тем, которые под ними не находятся, возможно даже, что лица эти будут зарегистрированы за рубежом, рассуждает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.
Цены вырастут
Изменение цен на билеты прогнозировать сложно, многое зависит от реальной покупательной способности населения, курса рубля и инфляции, говорит Пантелеев. «Вполне вероятно, что маршрутная сеть сожмется, предложение провозных емкостей сократится, это, безусловно, повлияет на стоимость билетов», — сказал эксперт.
В период пандемии рост цен сдерживало меньшее количество пассажиров и большой объем незадействованного парка, рассказывает Гусаров. «Но в сложившейся ситуации цены однозначно будут расти. Влияют не только санкции, но и грядущий новый туристический сезон, курс рубля», — говорит он. Но в случае, если иностранные компании согласятся выполнять маршруты из России, цены на международные направления могут измениться незначительно, уверен эксперт.