Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Долгая жизнь "Фрески"


21 февраля 2022 года Константин Чуприн, Военно-промышленный курьер


Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Последний дозвуковой

МиГ-17 стал последним в СССР массовым дозвуковым (точнее, околозвуковым) фронтовым истребителем. На первых модификациях устанавливался турбореактивный двигатель ВК-1А тягой 2700 кгс, на последующих (имеющих в обозначениях букву Ф) – форсажный ТРД ВК-1Ф – 3380 кгс. Всего в 1952–1960 годах в СССР было выпущено чуть более восьми тысяч самолетов МиГ-17, включая собственно фронтовые истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф, «условно всепогодные» истребители-перехватчики МиГ-17П, МиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ, а также в небольшом количестве тактические фоторазведчики МиГ-17РФ. При максимальной взлетной массе порядка 6000–6500 килограммов они в зависимости от модификации развивали скорость на большой высоте – 1114–1145 километров в час, забирались на практический потолок 15600–16600 метров и с подвесными топливными баками могли одолеть не менее 1900–2000 километров.

Особенностью истребителей-перехватчиков (с индексом «П») являлось оснащение их радиолокационными прицелами «Изумруд», а часть «семнадцатых» имела теплопеленгаторы и инфракрасные визиры, что позволяло им летать и воевать ночью.

“Вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити»”

Встроенное вооружение МиГ-17 и МиГ-17Ф было столь же мощным, что и у МиГ-15 и МиГ-15бис: 37-мм пушка Н-37Д и две 23-мм пушки НР-23. Перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ имели три пушки НР-23, разведчик МиГ-17РФ – две. А вот МиГ-17ПФУ, в которые была переделана часть МиГ-17ПФ, встроенного вооружения не имели вовсе. Они несли по четыре первые отечественные управляемые ракеты К-5 (РС-1У) с наведением по радиолучу, которые запустили в производство во второй половине 50-х годов. То был, конечно, большой шаг вперед в развитии авиационного вооружения, хотя при пуске РС-1У, причем только вдогон воздушной цели, летчик был вынужден наводить ракету, удерживая самолет на боевом курсе вплоть до попадания. Задача уничтожения самолетов противника ракетным оружием с борта МиГ-17 существенно упростилась после того, как «семнадцатые» начали оснащать ракетой ближнего воздушного боя Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения.

Для поражения наземных и надводных целей «семнадцатые» могли брать на два подкрыльевых узла, например, два 16-зарядных блока с 57-мм неуправляемыми ракетами С-5 или две авиабомбы калибра 50–100 килограммов. Этого было, конечно, маловато в сравнении с боевой нагрузкой тактических истребителей НАТО того времени. Скажем, не имевший преимуществ перед МиГ-17 в воздушном бою итальянский дозвуковой «Фиат» G91 поднимал до 1800 килограммов НАР и бомб.

Это, впрочем, не помешало в дальнейшем по мере оснащения ВВС СССР сверхзвуковыми истребителями переводить МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ в разряд легких истребителей-бомбардировщиков. Некоторые авиационные полки истребителей-бомбардировщиков (апиб) перешли с МиГ-17 на сверхзвуковые Су-7Б (носители ядерных авиабомб 244Н, РН-24 и РН-28) только в 70-е годы. Причем имелись апиб и смешанного состава: скажем, две эскадрильи – на МиГ-17 и одна – на Су-7Б.

От Албании до Уганды

По советской лицензии производство МиГ-17 наладили и в других странах. Так, в Польше в 1956–1963 годах было выпущено около тысячи самолетов в вариантах МиГ-17Ф (национальное обозначение Lim-5, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-5M, Lim-6, Lim-6bis, а также тактические разведчики Lim-5MR, Lim-6R и Lim-6bisR) и МиГ-17ПФ (Lim-5P, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-6M). Чехословакия под национальным обозначением S-104 произвела 457 перехватчиков МиГ-17ПФ.

Крупнейшим же зарубежным производителем МиГ-17 стал Китай. Здесь в 1956–1959 годах выпустили 767 самолетов МиГ-17Ф (национальное обозначение J-5 – «Цзянцзицзи-5», экспортное – F-5), часть из которых впоследствии переделали в истребители-перехватчики по образцу МиГ-17ПФ (J-5A, экспортное обозначение – F-5A). Кроме того, Китай построил по образцу МиГ-17РФ небольшую серию тактических самолетов-разведчиков JZ-5 («Цзянцзи жэньча-5»), а в 1966–1986-м выпускал на основе J-5 собственный оригинальный двухместный учебно-тренировочный истребитель JJ-5 («Цзянцзи цзяолян-5», экспортное обозначение – FT-5) – всего построен 1061 такой самолет. Кстати, в СССР учебно-тренировочная модификация истребителя МиГ-17 не создавалась. Обходились хорошо себя зарекомендовавшей «спаркой» МиГ-15УТИ.

Кроме Советского Союза, ПНР, ЧССР и КНР, самолеты МиГ-17 разных модификаций (с учетом всех поставщиков) поступили на вооружение военной авиации Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, ГДР, Египта, Индонезии, Зимбабве, Ирака, Камбоджи, КНДР, Кубы, Мадагаскара, Мали, Марокко, Мозамбика, Монголии, Нигерии, Пакистана, Румынии, Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики), Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды, Шри-Ланки, Эфиопии и Южного Йемена (НДРЙ). Можно представить, как эффективно тогда работал оборонэкспорт СССР.

Любопытно, что в 1986 году Пентагон обзавелся через оставшегося неизвестным поставщика четырьмя МиГ-17Ф и двумя МиГ-17ПФ польского производства, которые использовались в НИОКР по совершенствованию систем ПВО.

В вооруженных силах некоторых стран Варшавского договора «семнадцатые» в истребительно-бомбардировочном качестве оставались в строю вплоть до разрушения, говоря языком пропаганды, союза мира и социализма с его братством по оружию. По состоянию на июнь 1989 года в ВВС Болгарии имелось 35 МиГ-17, Польши – 45, Румынии – 60. Они были учтены при подписании в 1990-м Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Слава в тени

На долю МиГ-17 выпало немало войн и вооруженных конфликтов, хотя эта его «персональная биография» остается как бы в тени внимания, оказываемого авторами разного рода исторических трудов истребителям МиГ-15 и МиГ-21.

Дебютировали с боевым применением МиГ-17 китайцы. Китай успешно применял истребители МиГ-17 (J-4, советской поставки) с 1955 года и J-5 (МиГ-17Ф собственного производства) с 1958-го в боях против тайваньских и американских самолетов над Тайваньским проливом и защите от них своего воздушного пространства.

В числе сбитых китайскими асами, летавшими на этих истребителях, значатся такие cовременные для того периода самолеты американского производства (собственно американские или тайваньские), как тактические истребители F-84 «Тандерджет», F-86 «Сейбр», самолеты-разведчики RB-57 и даже высотные U-2.

Китайские МиГ-17 активно участвовали в уничтожении плавсредств чанкайшистов, а на рубеже 50–60-х годов поддерживали сухопутные части в борьбе против повстанческих отрядов в Тибете. В 1974-м МиГ-17 ВВС НОАК содействовали силам флота и десанту, захватившим Парасельские острова и выбившим оттуда южновьетнамские войска.

Неплохо зарекомендовали себя и северовьетнамские МиГ-17 в ближних маневренных боях с ВВС и авиацией ВМС США, причем даже с куда более совершенными машинами. Например, сверхзвуковыми тактическими истребителями F-105 «Тандерчиф». ВВС ДРВ применяли их из засад (взлет с аэродромов подскока), когда внезапно появлявшиеся перед нагруженными бомбами «Тандерчифами» юркие МиГи открывали по ним убийственный пушечный огонь с небольшой дистанции. Более того, вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити».

Еще одним театром применения МиГ-17 – на сей раз арабских – стал Ближний Восток. Хотя особо успешным их участие в воздушных боях против израильской авиации назвать нельзя. Но если говорить об октябрьской войне 1973 года, в штурмовых налетах «семнадцатые» действовали подчас вполне результативно. Египетские МиГ-17 уничтожили на Синае немало израильской наземной техники.

МиГ-17 можно было видеть и в ходе конфликтов между африканскими странами, причем за штурвалами, например, ангольских и эфиопских самолетов этого типа находились, как правило, кубинские летчики.

Удивительно, но и сегодня эти истребители не ушли в запас. Последним крупным оператором МиГ-17 (в основном китайского производства) остается Северная Корея. Составляя значительную часть военно-воздушного авиапарка страны трех великих Кимов, эти машины демонстрируют свое завидное «профессиональное долголетие».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer