Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Долгая жизнь "Фрески"


21 февраля 2022 года Константин Чуприн, Военно-промышленный курьер


Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Получивший в НАТО довольно изящное условное наименование Fresco («Фреска») МиГ-17 по сути являлся усовершенствованным вариантом героя корейской войны МиГ-15, жизнь которого в 1952 году еще продолжалась. «Семнадцатый» отличался от своего знаменитого предшественника большей стреловидностью крыла и оперения, более длинным фюзеляжем и наличием подфюзеляжного гребня. Все это позволило повысить максимальную скорость полета и обеспечить лучшую устойчивость.

Последний дозвуковой

МиГ-17 стал последним в СССР массовым дозвуковым (точнее, околозвуковым) фронтовым истребителем. На первых модификациях устанавливался турбореактивный двигатель ВК-1А тягой 2700 кгс, на последующих (имеющих в обозначениях букву Ф) – форсажный ТРД ВК-1Ф – 3380 кгс. Всего в 1952–1960 годах в СССР было выпущено чуть более восьми тысяч самолетов МиГ-17, включая собственно фронтовые истребители МиГ-17 и МиГ-17Ф, «условно всепогодные» истребители-перехватчики МиГ-17П, МиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ, а также в небольшом количестве тактические фоторазведчики МиГ-17РФ. При максимальной взлетной массе порядка 6000–6500 килограммов они в зависимости от модификации развивали скорость на большой высоте – 1114–1145 километров в час, забирались на практический потолок 15600–16600 метров и с подвесными топливными баками могли одолеть не менее 1900–2000 километров.

Особенностью истребителей-перехватчиков (с индексом «П») являлось оснащение их радиолокационными прицелами «Изумруд», а часть «семнадцатых» имела теплопеленгаторы и инфракрасные визиры, что позволяло им летать и воевать ночью.

“Вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити»”

Встроенное вооружение МиГ-17 и МиГ-17Ф было столь же мощным, что и у МиГ-15 и МиГ-15бис: 37-мм пушка Н-37Д и две 23-мм пушки НР-23. Перехватчики МиГ-17П и МиГ-17ПФ имели три пушки НР-23, разведчик МиГ-17РФ – две. А вот МиГ-17ПФУ, в которые была переделана часть МиГ-17ПФ, встроенного вооружения не имели вовсе. Они несли по четыре первые отечественные управляемые ракеты К-5 (РС-1У) с наведением по радиолучу, которые запустили в производство во второй половине 50-х годов. То был, конечно, большой шаг вперед в развитии авиационного вооружения, хотя при пуске РС-1У, причем только вдогон воздушной цели, летчик был вынужден наводить ракету, удерживая самолет на боевом курсе вплоть до попадания. Задача уничтожения самолетов противника ракетным оружием с борта МиГ-17 существенно упростилась после того, как «семнадцатые» начали оснащать ракетой ближнего воздушного боя Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения.

Для поражения наземных и надводных целей «семнадцатые» могли брать на два подкрыльевых узла, например, два 16-зарядных блока с 57-мм неуправляемыми ракетами С-5 или две авиабомбы калибра 50–100 килограммов. Этого было, конечно, маловато в сравнении с боевой нагрузкой тактических истребителей НАТО того времени. Скажем, не имевший преимуществ перед МиГ-17 в воздушном бою итальянский дозвуковой «Фиат» G91 поднимал до 1800 килограммов НАР и бомб.

Это, впрочем, не помешало в дальнейшем по мере оснащения ВВС СССР сверхзвуковыми истребителями переводить МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ в разряд легких истребителей-бомбардировщиков. Некоторые авиационные полки истребителей-бомбардировщиков (апиб) перешли с МиГ-17 на сверхзвуковые Су-7Б (носители ядерных авиабомб 244Н, РН-24 и РН-28) только в 70-е годы. Причем имелись апиб и смешанного состава: скажем, две эскадрильи – на МиГ-17 и одна – на Су-7Б.

От Албании до Уганды

По советской лицензии производство МиГ-17 наладили и в других странах. Так, в Польше в 1956–1963 годах было выпущено около тысячи самолетов в вариантах МиГ-17Ф (национальное обозначение Lim-5, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-5M, Lim-6, Lim-6bis, а также тактические разведчики Lim-5MR, Lim-6R и Lim-6bisR) и МиГ-17ПФ (Lim-5P, впоследствии модифицированы в легкие истребители-бомбардировщики Lim-6M). Чехословакия под национальным обозначением S-104 произвела 457 перехватчиков МиГ-17ПФ.

Крупнейшим же зарубежным производителем МиГ-17 стал Китай. Здесь в 1956–1959 годах выпустили 767 самолетов МиГ-17Ф (национальное обозначение J-5 – «Цзянцзицзи-5», экспортное – F-5), часть из которых впоследствии переделали в истребители-перехватчики по образцу МиГ-17ПФ (J-5A, экспортное обозначение – F-5A). Кроме того, Китай построил по образцу МиГ-17РФ небольшую серию тактических самолетов-разведчиков JZ-5 («Цзянцзи жэньча-5»), а в 1966–1986-м выпускал на основе J-5 собственный оригинальный двухместный учебно-тренировочный истребитель JJ-5 («Цзянцзи цзяолян-5», экспортное обозначение – FT-5) – всего построен 1061 такой самолет. Кстати, в СССР учебно-тренировочная модификация истребителя МиГ-17 не создавалась. Обходились хорошо себя зарекомендовавшей «спаркой» МиГ-15УТИ.

Кроме Советского Союза, ПНР, ЧССР и КНР, самолеты МиГ-17 разных модификаций (с учетом всех поставщиков) поступили на вооружение военной авиации Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, ГДР, Египта, Индонезии, Зимбабве, Ирака, Камбоджи, КНДР, Кубы, Мадагаскара, Мали, Марокко, Мозамбика, Монголии, Нигерии, Пакистана, Румынии, Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики), Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды, Шри-Ланки, Эфиопии и Южного Йемена (НДРЙ). Можно представить, как эффективно тогда работал оборонэкспорт СССР.

Любопытно, что в 1986 году Пентагон обзавелся через оставшегося неизвестным поставщика четырьмя МиГ-17Ф и двумя МиГ-17ПФ польского производства, которые использовались в НИОКР по совершенствованию систем ПВО.

В вооруженных силах некоторых стран Варшавского договора «семнадцатые» в истребительно-бомбардировочном качестве оставались в строю вплоть до разрушения, говоря языком пропаганды, союза мира и социализма с его братством по оружию. По состоянию на июнь 1989 года в ВВС Болгарии имелось 35 МиГ-17, Польши – 45, Румынии – 60. Они были учтены при подписании в 1990-м Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Слава в тени

На долю МиГ-17 выпало немало войн и вооруженных конфликтов, хотя эта его «персональная биография» остается как бы в тени внимания, оказываемого авторами разного рода исторических трудов истребителям МиГ-15 и МиГ-21.

Дебютировали с боевым применением МиГ-17 китайцы. Китай успешно применял истребители МиГ-17 (J-4, советской поставки) с 1955 года и J-5 (МиГ-17Ф собственного производства) с 1958-го в боях против тайваньских и американских самолетов над Тайваньским проливом и защите от них своего воздушного пространства.

В числе сбитых китайскими асами, летавшими на этих истребителях, значатся такие cовременные для того периода самолеты американского производства (собственно американские или тайваньские), как тактические истребители F-84 «Тандерджет», F-86 «Сейбр», самолеты-разведчики RB-57 и даже высотные U-2.

Китайские МиГ-17 активно участвовали в уничтожении плавсредств чанкайшистов, а на рубеже 50–60-х годов поддерживали сухопутные части в борьбе против повстанческих отрядов в Тибете. В 1974-м МиГ-17 ВВС НОАК содействовали силам флота и десанту, захватившим Парасельские острова и выбившим оттуда южновьетнамские войска.

Неплохо зарекомендовали себя и северовьетнамские МиГ-17 в ближних маневренных боях с ВВС и авиацией ВМС США, причем даже с куда более совершенными машинами. Например, сверхзвуковыми тактическими истребителями F-105 «Тандерчиф». ВВС ДРВ применяли их из засад (взлет с аэродромов подскока), когда внезапно появлявшиеся перед нагруженными бомбами «Тандерчифами» юркие МиГи открывали по ним убийственный пушечный огонь с небольшой дистанции. Более того, вьетнамцы использовали МиГ-17 для ударов по американским и южновьетнамским кораблям, как-то даже повредив американский крейсер «Оклахома Сити».

Еще одним театром применения МиГ-17 – на сей раз арабских – стал Ближний Восток. Хотя особо успешным их участие в воздушных боях против израильской авиации назвать нельзя. Но если говорить об октябрьской войне 1973 года, в штурмовых налетах «семнадцатые» действовали подчас вполне результативно. Египетские МиГ-17 уничтожили на Синае немало израильской наземной техники.

МиГ-17 можно было видеть и в ходе конфликтов между африканскими странами, причем за штурвалами, например, ангольских и эфиопских самолетов этого типа находились, как правило, кубинские летчики.

Удивительно, но и сегодня эти истребители не ушли в запас. Последним крупным оператором МиГ-17 (в основном китайского производства) остается Северная Корея. Составляя значительную часть военно-воздушного авиапарка страны трех великих Кимов, эти машины демонстрируют свое завидное «профессиональное долголетие».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer