Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Прощайте, Boeing и Airbus


25 февраля 2022 года Виктор Ядуха, КО


Временное ограничение авиасообщения на юге РФ из-за войны с  может стать постоянным для всей страны, если западные лизингодатели в рамках санкций отзовут Boeing и Airbus или откажут в их обслуживании. В 2014 году подобное произошло с компанией «Добролет», которая была вынуждена прекратить свое существование, и это еще не худший сценарий. Детали новых технологических санкций США против РФ пока неясны. Учитывая их беспрецедентную тяжесть, ограничения могут коснуться обслуживания парка гражданской авиации, большую часть которого в РФ составляют именно Boeing и Airbus. Для такой протяженной страны, как Россия, где  зачастую не имеют альтернативы, это колоссальный риск.

Временное ограничение авиасообщения на юге РФ из-за войны с  может стать постоянным для всей страны, если западные лизингодатели в рамках санкций отзовут Boeing и Airbus или откажут в их обслуживании. В 2014 году подобное произошло с компанией «Добролет», которая была вынуждена прекратить свое существование, и это еще не худший сценарий. Детали новых технологических санкций США против РФ пока неясны. Учитывая их беспрецедентную тяжесть, ограничения могут коснуться обслуживания парка гражданской авиации, большую часть которого в РФ составляют именно Boeing и Airbus. Для такой протяженной страны, как Россия, где  зачастую не имеют альтернативы, это колоссальный риск.

Магистральные западные самолеты нечем заменить

Когда-то советская гражданская авиация занимала 40% мирового рынка и была самодостаточной во всех его сегментах: в СССР не было ни одного иностранного самолета. За тридцать лет многочисленные авиапредприятия деградировали, технологии устарели, отечественная школа авиастроения была во многом утрачена, а рынок поделили западные авиапроизводители.

По данным портала Aviation Experts, с 2015 по 2020 год российские авиакомпании купили почти 600 иностранных летательных аппаратов и только 50 отечественных. При этом 93% иностранных самолетов обеспечивают почти все пассажироперевозки в стране. 332 из них в 2020 году составляли самолеты компании Airbus (33,47% рынка, крупнейшие эксплуатанты — «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии»), а 313 — Boeing (31,5% рынка, крупнейшие парки у «Аэрофлота», «ЮТэйр» и «Победы»).

Сегодня, по словам независимого авиаэксперта Дмитрия Адамидова, олигополия Boeing и Airbus контролирует в России 90% рынка. В общей сложности это 700–800 средне- и дальнемагистральных самолетов, произведенных поровну Boeing и Airbus.

Собственных самолетов Россия выпускает крайне мало: в 2020 году в стране эксплуатировались 269 отечественных бортов. В основном это «Суперджеты» SSJ-100 — они доминируют в сегменте от 100 кресел и ниже. Среднемагистральных и дальнемагистральных воздушных судов Россия фактически не делает.

В 2022 году РФ планирует выпустить 21 гражданский самолет. К 2030-му Минпромторг хочет нарастить выпуск до 735, в том числе среднемагистрального МС-21, «Суперджетов-100», Ил-114, L-410 и «Байкала». Предполагается, что они займут до трети рынка.

Но «Суперджет» на 80% состоит из импортных деталей и, по сути, не является российским самолетом, говорит Дмитрий Адамидов. Поэтому в 2020 году, когда Минторг США ввел технологические санкции против производителей SSJ-100 и МС-21 — «Гражданских самолетов Сухого» и корпорации «Иркут», их выпуск замедлился.

Надежда на обрушение мирового авиарынка

Если американские технологические  коснутся гражданской авиации, то к ним с большой вероятностью присоединится и Евросоюз, потому что американские технологии, в частности полупроводники, широко используют Airbus и производители авионики, такие как Honeywell и Thales. В таком случае крупнейшие российские авиакомпании, работающие внутри страны, может постичь судьба «Добролета». В 2014 году этот лоукостер, летавший в присоединенный Крым, был вынужден вернуть самолеты лизингодателям после отказа страховых и аэронавигационных компаний ЕС работать с ним. Компания, просуществовавшая всего год, закрылась.

Конечно, «Добролет» не показатель: позднее в Крым стали летать все крупнейшие авиакомпании России, и санкциям США и ЕС за это ни одна из них не подверглась. Но конфронтация с Западом беспрецедентна, поэтому ждать можно чего угодно. Так, санкции, под которыми уже много лет живет Иран, вообще не допускают использования в этой стране западной авиатехники. Тегерану приходится идти на всевозможные уловки, чтобы эксплуатировать свой обветшалый гражданский авиапарк.

Что может противопоставить санкционному давлению Россия? Опрошенные журналом «Компания» эксперты назвали несколько вариантов развития событий.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы «АвиаПорт»:

Риск остановки полетов на внутренних направлениях для такой огромной страны, как Россия, скорее всего, потребует ответных шагов, предполагающих приоритет национальных интересов над международными документами. Иными словами, хотите изъять свое имущество — прилетайте в Россию, попробуйте.

Техоблуживание иностранных самолетов в РФ по многим пунктам уже освоено, за исключением таких позиций, как, например, двигатели широкофюзеляжных самолетов. Конечно, из-за ограничений доступа к запчастям парк самолетов будет стареть, но есть опыт Ирана: легальные поставки авиазапчастей в эту страну запрещены, однако нелегальные позволяют ей активно эксплуатировать самолеты европейского и американского производства. Причем им удается даже летать по некоторым международным линиям.

Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru:

Запрет поставок запчастей очень быстро поставит интенсивно летающие самолеты на бетон. Если бы самолеты были в собственности авиакомпаний, те могли бы эксплуатировать их на свой страх и риск, получая запчасти через третьи страны. Но поскольку самолеты принадлежат иностранным лизинговым компаниям, они осуществляют надзор за их эксплуатацией. Более того, все эти самолеты еще и зарегистрированы где-то на Бермудах, в Ирландии, в других офшорных юрисдикциях. И эти страны тоже следят за их эксплуатацией. Значит, если самолет не получит лицензионную запчасть, он не сможет взлететь.

У наших авиакомпаний остается только один выход — вернуть эти самолеты назад. Если мы их не вернем, нам придется все равно ежемесячно платить за их лизинг. Но чем платить за самолеты, если на них нельзя летать? А если мы продолжим летать на них без надлежащего техобслуживания, на нас наложат санкции отдельные авиакомпании, а потом ИКАО — структура ООН. Она приедет с аудитом, а если мы ее не допустим, нас исключат из международного авиационного сообщества.

«Партизанский» опыт Ирана применим, только если Россия окажется совсем уж в глобальной изоляции. И потом, опять-таки: самолеты не наши. Владельцы нас просто засудят через международные арбитражи и возьмут огромные неустойки, потому что самолет подлежит ремаркетингу: он полетал в нашей авиакомпании, а потом владелец пристроил его в другую страну. А если все авиационное сообщество будет знать, что в России его на коленке ремонтируют, кто ж его потом возьмет?

Поэтому, если нам не дадут использовать эти самолеты, мы их просто вернем. Если отберут Boeing, у нас останутся Airbus, или наоборот. Я не очень верю, что у нас отберут и те, и другие, потому что, если на мировой вторичный рынок выбросить 700–800 почти еще новых самолетов (у наших авиакомпаний молодой парк), это полностью обрушит его. Сейчас пандемия, и так самолеты никому не пристроить, а дальше у них будет бросовая цена, и это обрушит уже рынок новых самолетов, потому что тогда Boeing и Airbus могут больше года вообще не выпускать их.

Кроме того, магистральные самолеты частично могут заместить «Суперджетами» с дальностью более 4000 км, или Superjet New с российскими комплектующими. На внедрение МС-21 уйдут годы. Нашему авиапрому еще бы лет пять мирной жизни, тогда мы бы чувствовали себя увереннее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer