Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Призрак поколений: в США представили стратегический бомбардировщик B-21 Raider


4 декабря 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


В калифорнийском Палмдейле 3 декабря впервые показали публике прототип новейшего американского стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Уже в этом десятилетии Пентагон планирует приобрести не менее сотни единиц, каждая из которых обойдется ВВС почти в $700 млн. Производитель уже называет новый самолет с использованием технологий малозаметности («Стелс») первым в мире представителем шестого поколения реактивных боевых самолетов. Заслуживает ли такого звания машина и насколько ее появление изменит противостояние ядерных держав — разбирались «Известия».

На замену B-1 и B-2

Продемонстрированный в субботу прототип пока не готов к первому полету. Он состоится лишь через несколько месяцев, уже в 2023 году. Не исключено, что этот срок будет сдвинут. Задержка в таком случае станет уже не первой. Изначально планировалось, что B-21 поднимется в воздух в 2021-м.

Контракт на создание B-21 Raider Пентагон заключил с американской корпорацией Northrop Grumman в 2015 году. Программа создания самолета получила обозначение Long Range Strike Bomber (в переводе «дальний ударный бомбардировщик»). Предварительные проработки проектов по нему начались еще раньше — в конце 2000-х годов. Новинка должна будет заменить состоящие сейчас на вооружении бомбардировщики B-1 и B-2.

Главными отличительными чертами B-21 Raider заявлены применение и развитие технологий малой заметности, аэродинамическая схема «летающее крыло», межконтинентальная дальность действия, разнообразие полезной нагрузки, технологичность производства и интеграция в современную военно-информационную инфраструктуру.

Продемонстрированный облик B-21 не выглядит необычным. Сконструировали его по классической аэродинамической схеме «летающее крыло», как и предыдущий «стелс»-бомбардировщик B-2, представленный в 1988 году. Такой облик обеспечивает максимальное соответствие самолета требованиям малозаметности для радаров, позволяя при этом разместить на борту большой объем полезной нагрузки и запас топлива.

Основные характеристики «Рейдера» мы можем пока только оценивать — большинство из них всё еще засекречены. Ясно, что при выбранной схеме машина не будет предназначена для высшего пилотажа и такой самолет не способен выходить на сверхзвуковую скорость. Дальность полета без дозаправки в воздухе составит порядка 11–12 тыс. км, а максимальная скорость — около 1 тыс. км/ч.

На фоне вполне «сегодняшних» и не слишком выдающихся технических характеристик должна сильно измениться его электронная начинка. Во многом именно из-за информационных возможностей бомбардировщики B-21 записывают в шестое поколение.

Заявлено, что он будет способен не только оперативно получать информацию из автоматизированных систем американских войск. Каждый борт обзаведется своим «цифровым двойником» — виртуальной моделью, которая на протяжении всего срока службы будет подробно описывать компоненты и детали бомбардировщика. По планам разработчиков, это сильно упростит обслуживание и модернизацию, а также интеграцию перспективных вооружений в боевые машины, которым предстоит служить несколько десятилетий.

Ускоренный запуск

Еще одна особенность B-21 состоит в том, что первый опытный прототип создается на серийной производственной линии, а не в какой-то отдельной лаборатории. Это не демонстратор, а предсерийный самолет. Вместе с ним на конвейере уже собирается еще пять машин. На первенце планируется испытывать практически полный набор оборудования, и именно этот самолет и будет стартовой летной машиной программы испытаний. Таким подходом за океаном хотят максимально ускорить запуск нового самолета в серию, которая обещает быть весьма внушительной.

В 2023 году ожидается первый полет B-21 Raider, запуск серийного производства — в 2026 году. Амбициозную программу строительства «Рейдеров» планируют выполнить уже к концу 2020-х годов. В реальности эти планы могут перенести на более поздний срок, но бюджет Пентагона способен выдержать такое масштабное обновление, даже несмотря на то, что каждый из бомбардировщиков обойдется в $692 млн.

Новый американский «стратег» будет многоцелевым. Традиционно сложилось, что авиационная часть ядерной «триады» в Америке была развита значительно сильнее, чем в СССР и современной России. Индустриальные возможности позволяют США не менять такого особого подхода к авиации. Но помимо задач стратегического сдерживания ядерным оружием B-21 Raider должен решать и неядерные задачи в локальных конфликтах и спецоперациях. Этим и сейчас активно занимается стратегическая авиация США.

На сегодня в Америке есть один тип межконтинентальных баллистических ракет (Minuteman III), один — стратегических ракетных систем с подводными лодками (Trident-II/Ohio). С поступлением на вооружение B-21 станет четыре модели бомбардировщиков. Для сравнения: у России на вооружении сейчас два типа «стратегов» — Ту-160 и Ту-95МС. У Китая — один бомбардировщик-ракетоносец H-6 (обновленная копия советского Ту-16). После принятия на вооружение в РФ и в КНР собственных бомбардировщиков последнего поколения — ПАК ДА и Xian H-20 — ситуация по сравнению с США изменится непринципиально.

Серийный вызов

В 2021 году Пентагон заявил о планах закупки 149 единиц B-21. Надо отметить, что эта цифра практически равна всему современному парку американской стратегической авиации. В настоящее время он состоит из 20 машин «стелс» B-2, 60 бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла B-1B и 70 «ветеранов» B-52H, которые планируется модернизировать с заменой авиадвигателей. Так как предыдущие модели снимать с вооружения в ближайшие годы не планируют, парк стратегической авиации США с учетом новинок может на какое-то время превысить 200 самолетов.

Выход на мировую арену такого количества новейших ударных единиц, безусловно, не пройдет незамеченным традиционными соперниками Штатов — Россией и Китаем. Наш ответ — ПАК ДА («изделие 80») от КБ им. А.Н. Туполева — должен впервые подняться в воздух к 2025 году. Теоретически этот «супербомбер» должен стать своего рода ответом на американский «Рейдер». Можно уже сейчас предположить, что наш «стратег» будет поднимать большую массу полезной нагрузки и обладать увеличенной дальностью полета. ПАК ДА также будет ядерно-неядерным универсальным самолетом, который сможет заменить собой и Ту-95МС, и частично Ту-22М3 с Ту-160.

Близкая ситуация с перспективным стратегическим бомбардировщиком у Китая, с той лишь разницей, что по причине высочайшей секретности программы до сих пор не ясно, есть ли уже летающий экземпляр H-20 или ему еще предстоит подняться в воздух.

Тем не менее нет сомнений, что премьера B-21 Raider дает новый толчок и задает достаточно высокую планку развития стратегической авиации всех основных участников гонки. И хотя его появление не будет столь же революционным, как выкатка бомбардировщика-«невидимки» B-2 в ноябре 1989 года, это всё равно должно стать новым этапом в развитии боевой авиации. По крайней мере — американской.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer