Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Винт ушами: в РФ сертифицируют первый беспилотный вертолет


29 декабря 2022 года Анастасия Львова, Известия


Росавиация до конца года сертифицирует первый российский гражданский беспилотный вертолет, сообщили «Известиям» два источника на рынке. Это будет БАС-200, разработчиком которого является национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (входят в ГК «Ростех»). Впрочем, процесс запуска его серийного производства сейчас в зачаточном состоянии из-за наличия большого количества иностранных комплектующих, в том числе двигателя, объяснили собеседники. Кроме того, сертификат будет ограниченной категории — беспилотник нельзя использовать для доставки грузов, добавили специалисты.

Символический сертификат

Росавиация 30 декабря 2022 года планирует выдать сертификат на первый российский тяжелый гражданский беспилотник БАС-200, сообщили два источника «Известий», знакомых с ходом процесса. Разработчик и изготовитель БАС-200 — национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России» (входят в ГК «Ростех»).

По данным источника, программа сертификационных работ по БАС-200 сейчас выполнена менее чем на 10%, а из необходимых 200 часов налета воздушного судна есть менее 10 часов, которые зачтет Росавиация. Суммарный же налет всех созданных аппаратов составляет до 50 часов, уточнил он. При этом сам сертификат будет ограниченной категории — без возможности использования в коммерческой доставке грузов, уточнил собеседник.

— Это будет символический документ. Осуществлять коммерческую доставку грузов с ним будет нельзя, хотя изначально этот беспилотник для этого и создавался (его эксплуатацию планировала «Почта России»). По отдельному согласованию с Росавиацией с его помощью можно будет выполнять только авиаработы,— поясняет источник на рынке БАС в России.

Речь идет об авиахимических работах, воздушной съемке, лесоавиаработах, летных проверках наземных объектов.

Впервые этот дрон вертолетного типа представили на авиавыставке МАКС в 2021 году. О том, что завершить его сертификацию планируют до конца этого года, 16 декабря сообщала начальник управления сертификации авиационной техники Росавиации Наталья Кириллова.

Как заявляли в «Ростехе», БАС-200 можно будет использовать для геофизической разведки, геологоразведки, поиска новых нефтяных и газовых месторождений, аэромониторинга, доставки грузов.

«Известия» направили запросы в Росавиацию и «Вертолеты России».

Иностранный партнер

Налетать больше часов БАС-200 помешала его комплектация. Дело в том, что изначально это белорусская разработка и собирали беспилотник тоже в Белоруссии, признавал ранее бывший глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский (сейчас гендиректор корпорации «Иркут»). По его словам, холдинг выкупил у белорусских партнеров техизделие вместе с документацией.

По данным двух источников «Известий» на авиарынке, аппарат состоит из множества иностранных комплектующих, зарубежного производства и его двигатель — в общей сложности детали поставлялись из восьми разных стран.

— Ресурс этого двигателя ограничен — 100 часов. А для того чтобы Росавиация зачла 200 часов полетов, на практике придется налетать вдвое больше. Кроме того, на нем просто боятся летать и разбить еще один экземпляр, потому что не знают все его ограничения, — объяснил источник, знакомый с ходом сертификации БАС-200.

Но из-за санкций приобретение дополнительных авиадеталей, в том числе двигателей, за границей сейчас затруднительно, напомнил он.

По данным двух источников «Известий» на рынке, всего в России было собрано три-четыре экземпляра БАС-200, причем один разбили в ходе сертификации во время разрушающих испытаний. Третий собеседник «Известий», знакомый с ситуацией, отметил, что видел больше собранных экземпляров, но не уточнил, сколько.

«Вертолеты России» еще в 2021 году планировали локализовать БАС-200 в стране, производить его серийно с 2022-го на мощностях Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии. Пока же запуск производства находится в зачаточном состоянии, сказал источник.

Ограничивающие факторы

Пока ни одна российская компания не заключила контракт на покупку БАС-200, рассказал один из источников в отрасли. По словам одного из потенциальных эксплуатантов, недостаточно только сертифицировать машину — нужно еще обучить персонал, внешних пилотов для управления этим дроном.

— Росавиация и «Вертолеты» должны сформировать и утвердить учебную программу, наделить полномочиями по обучению какое-то заведение, подготовить внешних пилотов. Разговор о коммерческом использовании дронов в России пока не предметный, — рассказал собеседник.

Он также указал на ограниченный статус планируемого к выдаче сертификата на БАС-200: «Купить для того, чтобы просто быть первым покупателем, — зачем? Надо же их использовать».

Еще один ограничивающий развитие рынка фактор — это запреты на использование гражданских воздушных беспилотников в регионах в связи с выходом в октябре указа президента РФ о разных режимах готовности. На 28 декабря как минимум 14 регионов ввели запреты на выдачу разрешений на авиаработы с использованием дронов.

В пресс-службе «Почты России» отметили, что «Вертолеты России» — участник их экспериментального правового режима (ЭПР) с самого его запуска весной этого года.

— Ожидаем, что в следующем году сможем начать тестовые полеты уже на реальных маршрутах в регионах ЭПР. «Почта России» — заказчик услуги. Пока мы не планируем приобретать беспилотники. Это позволяет нам гибко решать задачи по развитию проекта-маяка, тестируя различные технологические решения в области БАС, — отметили в компании.

В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая также недавно создала своего оператора беспилотников, не ответили на запросы «Известий».

Как указывал в своем докладе на форуме ассоциации «Аэронекст» исполнительный директор Авиационного регистра России Александр Книвель, сложности с сертификацией дронов возникают в том числе из-за того, что начиная с 2000 года все вопросы, связанные с разработкой новых норм летной годности для различных воздушных судов, не финансируются и не включены в задание для специалистов НИЦ «Институт им. Жуковского».

— Всё это время мы занимаемся тем, что переписываем западные нормы летной годности с опозданием в пять-семь лет, — объяснял эксперт.

Нормы летной годности (НЛГ) определяют приемлемый уровень рисков авиапроисшествий, связанных с конструктивными недостатками БАС. Утвержденные Росавиацией и Минтрансом нормы летной годности для беспилотников вертолетного типа в России пока отсутствуют, сказал один из собеседников в отрасли. Поэтому для БАС-200 были изначально заложены требования по сертификации как для пилотируемых легких вертолетов, а не беспилотников. В результате многие параметры, на которые регулятор теперь должен проверить дрон, не соответствуют этим требованиям, отметил он.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
На сайте «Ростеха» представлены такие характеристики БАС-200: максимальная взлетная масса — 200 кг, максимальная скорость — 160 км/ч. Беспилотник может брать груз до 50 кг, а дальность полета с полной загрузкой составляет 430 км. Продолжительность полета — четыре часа.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer