Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России


14 декабря 2022 года Антон Погорельский, РБК


Как развиваются технологии беспилотной авиации, сколько это стоит и как в России стимулируют эту отрасль

Доставка на беспилотных воздушных судах (БВС) превращается из экспериментов в привычную реальность. Причина в том, что она позволяет решить проблему «последней мили»: так называют процесс попадания заказанного товара непосредственно в руки клиенту.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, только в крупных городах спрос на доставку «последней мили» к 2030 году вырастет на 78%. Если же оценивать все страны на планете, то к 2028 году емкость рынка доставки на беспилотниках достигнет $1,3 млрд — и все это время будет прибавлять по 40% в год, сказано в исследовании Meticulous Research.

Примеры коммерческого использования грузовых БВС появились на всех континентах. Австралийская компания Swoop Aero отправляет на беспилотниках медикаменты в труднодоступные районы Африки и Азии — а на обратном пути забирает у жителей образцы крови для анализов. В Индии на БВС перевозят донорские органы в больницы на северо-востоке страны — в регионах с наиболее труднопроходимым рельефом. В Новой Зеландии беспилотники доставляют пиццу, в Швейцарии — бутылки шампанского, которые необходимо отправить в альпийские рестораны.

На языке российских законодателей воздушные суда с пунктом дистанционного управления вместо летчика в кабине называют беспилотными авиационными системами — БАС. Разбираемся, за что мир полюбил беспилотную доставку и что происходит в этом направлении в России.

Сколько это стоит

В зависимости от региона и стоимости работы курьеров в конкретной стране экономическая эффективность БАС для доставки может отличаться. При нынешних темпах развития беспилотная аэродоставка по стоимости в ближайшее время может сравняться с традиционными методами логистики. К примеру, в государствах Северной Африки и Ближнего Востока себестоимость доставки трехкилограммовой посылки составит $5,2 как с живым человеком в качестве курьера, так и при использовании беспилотника. Такие данные содержатся в исследовании калифорнийской компании UVL Robotics, которая создает искусственный интеллект для беспилотников.

В других регионах соотношение может меняться, делая БВС более эффективным. Ирландский стартап Manna вовсю доставляет на беспилотниках еду и кофе, сообщает Forbes: смысл в том, что кофе остается горячим, так как при отправке на беспилотнике среднее время в пути составляет две минуты 40 секунд. В Manna утверждают, что такая доставка оказывается в 10 раз дешевле курьерской. В американской компании Ark Invest оценили усредненную стоимость доставки с помощью БВС в США в 52–88 центов.

Дальнейшему удешевлению доставки на БВС поможет развитие интернета вещей, компьютерного зрения и увеличение емкости литий-ионных батарей, которыми оснащаются многие БВС, считают в UVL. По их предположениям, развитие технологий беспилотных воздушных судов может помочь уменьшить количество автомобилей в крупных городах и тем самым снизит пробки.

Как меняется госрегулирование

За последние пять лет попытки выстроить подходящее правовое поле и включить БВС в авиационное регулирование начали предпринимать в разных странах. Утвержденный китайским правительством пятилетний план развития авиации уделил отдельное внимание развитию воздушной логистики — здесь местным властям предписывают содействовать развитию правовой базы и внедрению беспилотников в экономику страны. Некоторые барьеры сняты в арабских государствах: например, в Омане в октябре успешно завершились испытания доставки грузов на беспилотниках.

В США также пытаются сделать коммерческое применение грузовых БВС массовым, а не экспериментальным явлением. Например, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) позволило австралийской компании Wing получить сертификат авиаперевозчика для доставки на БВС продуктов в пригороде Далласа в штате Техас.

В России получить право на логистическое использование БАС можно в местах с экспериментальным правовым режимом (ЭПР). Они устанавливаются на определенное время на ограниченном участке территории. В 2022 году такие ЭПР действовали в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области.

«Механизм ЭПР позволяет протестировать различные варианты регулирования, а в федеральное законодательство вносить изменения уже с учетом результатов реальных полетов по тестируемой правовой норме, — объяснил принцип системы директор центра технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Юрий Молодых.

Это позволяет брать в законодательство аспекты из разных ЭПР, реализованных одновременно в разных регионах страны. В результате законодательство меняется на основе реального опыта эксплуатации экспериментальных решений. В частности, действующие ЭПР по беспилотной авиации в России фокусируются на разных аспектах: в одних регионах идет отработка в первую очередь доставки грузов тяжелыми беспилотниками, в других упор идет на отработке систем автоматизированного учета и управления полетными заданиями».

Где ищут инновационные решения

По мере того, как БВС превращаются из опытных образцов в массовый продукт, возникает все больше аспектов, требующих исследований и проработки: начиная от взаимодействия беспилотников с другими видами транспорта и заканчивая точностью посадки. Проверенным способом стимулировать такие инновации стали технологические конкурсы.

К примеру, в начале 2000-х годов частный конкурс XPrize внес неоценимый вклад в развитие индустрии частной космонавтики в США. Победителями конкурса стали создатели воздушно-космической системы SpaceShipOne, которая дважды в течение двух недель вышла в космическое пространство с тремя людьми на борту. Космический аппарат был создан без финансового участия государства.

В России для разработки и испытания беспилотников проводится конкурс Национальной технологической инициативы (НТИ) Up Great «Аэрологистика». Организованный Фондом поддержки проектов НТИ совместно с ассоциацией «Аэронекст» конкурс призван найти решения для преодоления технологических и правовых барьеров, которые лежат на пути массового внедрения беспилотников для доставки грузов.

Главная задача участников — создать комплексное технологическое решение, которое позволит отправлять на БВС грузы тяжелее 50 кг на дистанцию от 1 тыс. км с промежуточными посадками, в одном пространстве с другими воздушными судами и в сложных погодных условиях. Для решения юридических аспектов организаторы «Аэрологистики» разработали собственный проект программы ЭПР. Устроители конкурса называют его первым проектом, которые решает задачи, определенные правительством в Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны.

В решении «Аэрологистики» заложена необходимость стандартизации технологий автоматического избегания столкновений в общем воздушном пространстве. По логике авторов проекта, это позволит перейти от разрешительного к уведомительному порядку использования беспилотников и обеспечит многократный рост рынка. Организаторы конкурса надеются, что применение разработанного ЭПР позволит унифицировать посадочные площадки для гибкого использования беспилотниками разных производителей.

Проект предусматривает проведение испытаний и нормативное закрепление технологий наблюдения и идентификации БВС органами по управлению воздушным движением и силовыми структурами в любой географической точке при полном отсутствии связи. Также к отработке предполагается технология динамической маршрутизации путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах БВС.

На что рассчитывать российским разработчикам

Технологический конкурс НТИ Up Great «Аэрологистика» — один из лучших шансов на монетизацию для российских стартапов в сфере беспилотников. Принять участие может любой налоговый резидент РФ — само юридическое лицо может быть и российским, и иностранным.

Испытания конкурса пройдут в 2023–2024 году и будут состоять из шести промежуточных этапов, у каждого из которых свои условия участия и призовой фонд. Отдельно проведут финальные испытания. Часть денежной премии конкурсанты получат по завершении каждого испытания, а окончательным победителем станет компания, которая продемонстрирует полное преодоление технологического барьера в финале конкурса. Общий размер призового фонда составит ₽418 млн, ближайшие этапы запланированы на весну и осень 2023 года.

Организаторы технологических конкурсов НТИ Up Great уверены: такой комплексный подход, заключающийся в исследовании и создании технологий параллельно с формированием проекта регулирования, способен в кратчайшие сроки обеспечить появление рабочего и масштабируемого решения для беспилотной доставки грузов в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer