Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России


14 декабря 2022 года Антон Погорельский, РБК


Как развиваются технологии беспилотной авиации, сколько это стоит и как в России стимулируют эту отрасль

Доставка на беспилотных воздушных судах (БВС) превращается из экспериментов в привычную реальность. Причина в том, что она позволяет решить проблему «последней мили»: так называют процесс попадания заказанного товара непосредственно в руки клиенту.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, только в крупных городах спрос на доставку «последней мили» к 2030 году вырастет на 78%. Если же оценивать все страны на планете, то к 2028 году емкость рынка доставки на беспилотниках достигнет $1,3 млрд — и все это время будет прибавлять по 40% в год, сказано в исследовании Meticulous Research.

Примеры коммерческого использования грузовых БВС появились на всех континентах. Австралийская компания Swoop Aero отправляет на беспилотниках медикаменты в труднодоступные районы Африки и Азии — а на обратном пути забирает у жителей образцы крови для анализов. В Индии на БВС перевозят донорские органы в больницы на северо-востоке страны — в регионах с наиболее труднопроходимым рельефом. В Новой Зеландии беспилотники доставляют пиццу, в Швейцарии — бутылки шампанского, которые необходимо отправить в альпийские рестораны.

На языке российских законодателей воздушные суда с пунктом дистанционного управления вместо летчика в кабине называют беспилотными авиационными системами — БАС. Разбираемся, за что мир полюбил беспилотную доставку и что происходит в этом направлении в России.

Сколько это стоит

В зависимости от региона и стоимости работы курьеров в конкретной стране экономическая эффективность БАС для доставки может отличаться. При нынешних темпах развития беспилотная аэродоставка по стоимости в ближайшее время может сравняться с традиционными методами логистики. К примеру, в государствах Северной Африки и Ближнего Востока себестоимость доставки трехкилограммовой посылки составит $5,2 как с живым человеком в качестве курьера, так и при использовании беспилотника. Такие данные содержатся в исследовании калифорнийской компании UVL Robotics, которая создает искусственный интеллект для беспилотников.

В других регионах соотношение может меняться, делая БВС более эффективным. Ирландский стартап Manna вовсю доставляет на беспилотниках еду и кофе, сообщает Forbes: смысл в том, что кофе остается горячим, так как при отправке на беспилотнике среднее время в пути составляет две минуты 40 секунд. В Manna утверждают, что такая доставка оказывается в 10 раз дешевле курьерской. В американской компании Ark Invest оценили усредненную стоимость доставки с помощью БВС в США в 52–88 центов.

Дальнейшему удешевлению доставки на БВС поможет развитие интернета вещей, компьютерного зрения и увеличение емкости литий-ионных батарей, которыми оснащаются многие БВС, считают в UVL. По их предположениям, развитие технологий беспилотных воздушных судов может помочь уменьшить количество автомобилей в крупных городах и тем самым снизит пробки.

Как меняется госрегулирование

За последние пять лет попытки выстроить подходящее правовое поле и включить БВС в авиационное регулирование начали предпринимать в разных странах. Утвержденный китайским правительством пятилетний план развития авиации уделил отдельное внимание развитию воздушной логистики — здесь местным властям предписывают содействовать развитию правовой базы и внедрению беспилотников в экономику страны. Некоторые барьеры сняты в арабских государствах: например, в Омане в октябре успешно завершились испытания доставки грузов на беспилотниках.

В США также пытаются сделать коммерческое применение грузовых БВС массовым, а не экспериментальным явлением. Например, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) позволило австралийской компании Wing получить сертификат авиаперевозчика для доставки на БВС продуктов в пригороде Далласа в штате Техас.

В России получить право на логистическое использование БАС можно в местах с экспериментальным правовым режимом (ЭПР). Они устанавливаются на определенное время на ограниченном участке территории. В 2022 году такие ЭПР действовали в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области.

«Механизм ЭПР позволяет протестировать различные варианты регулирования, а в федеральное законодательство вносить изменения уже с учетом результатов реальных полетов по тестируемой правовой норме, — объяснил принцип системы директор центра технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Юрий Молодых.

Это позволяет брать в законодательство аспекты из разных ЭПР, реализованных одновременно в разных регионах страны. В результате законодательство меняется на основе реального опыта эксплуатации экспериментальных решений. В частности, действующие ЭПР по беспилотной авиации в России фокусируются на разных аспектах: в одних регионах идет отработка в первую очередь доставки грузов тяжелыми беспилотниками, в других упор идет на отработке систем автоматизированного учета и управления полетными заданиями».

Где ищут инновационные решения

По мере того, как БВС превращаются из опытных образцов в массовый продукт, возникает все больше аспектов, требующих исследований и проработки: начиная от взаимодействия беспилотников с другими видами транспорта и заканчивая точностью посадки. Проверенным способом стимулировать такие инновации стали технологические конкурсы.

К примеру, в начале 2000-х годов частный конкурс XPrize внес неоценимый вклад в развитие индустрии частной космонавтики в США. Победителями конкурса стали создатели воздушно-космической системы SpaceShipOne, которая дважды в течение двух недель вышла в космическое пространство с тремя людьми на борту. Космический аппарат был создан без финансового участия государства.

В России для разработки и испытания беспилотников проводится конкурс Национальной технологической инициативы (НТИ) Up Great «Аэрологистика». Организованный Фондом поддержки проектов НТИ совместно с ассоциацией «Аэронекст» конкурс призван найти решения для преодоления технологических и правовых барьеров, которые лежат на пути массового внедрения беспилотников для доставки грузов.

Главная задача участников — создать комплексное технологическое решение, которое позволит отправлять на БВС грузы тяжелее 50 кг на дистанцию от 1 тыс. км с промежуточными посадками, в одном пространстве с другими воздушными судами и в сложных погодных условиях. Для решения юридических аспектов организаторы «Аэрологистики» разработали собственный проект программы ЭПР. Устроители конкурса называют его первым проектом, которые решает задачи, определенные правительством в Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны.

В решении «Аэрологистики» заложена необходимость стандартизации технологий автоматического избегания столкновений в общем воздушном пространстве. По логике авторов проекта, это позволит перейти от разрешительного к уведомительному порядку использования беспилотников и обеспечит многократный рост рынка. Организаторы конкурса надеются, что применение разработанного ЭПР позволит унифицировать посадочные площадки для гибкого использования беспилотниками разных производителей.

Проект предусматривает проведение испытаний и нормативное закрепление технологий наблюдения и идентификации БВС органами по управлению воздушным движением и силовыми структурами в любой географической точке при полном отсутствии связи. Также к отработке предполагается технология динамической маршрутизации путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах БВС.

На что рассчитывать российским разработчикам

Технологический конкурс НТИ Up Great «Аэрологистика» — один из лучших шансов на монетизацию для российских стартапов в сфере беспилотников. Принять участие может любой налоговый резидент РФ — само юридическое лицо может быть и российским, и иностранным.

Испытания конкурса пройдут в 2023–2024 году и будут состоять из шести промежуточных этапов, у каждого из которых свои условия участия и призовой фонд. Отдельно проведут финальные испытания. Часть денежной премии конкурсанты получат по завершении каждого испытания, а окончательным победителем станет компания, которая продемонстрирует полное преодоление технологического барьера в финале конкурса. Общий размер призового фонда составит ₽418 млн, ближайшие этапы запланированы на весну и осень 2023 года.

Организаторы технологических конкурсов НТИ Up Great уверены: такой комплексный подход, заключающийся в исследовании и создании технологий параллельно с формированием проекта регулирования, способен в кратчайшие сроки обеспечить появление рабочего и масштабируемого решения для беспилотной доставки грузов в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer