Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выше преград: новая веха развития беспилотной воздушной доставки в России


14 декабря 2022 года Антон Погорельский, РБК


Как развиваются технологии беспилотной авиации, сколько это стоит и как в России стимулируют эту отрасль

Доставка на беспилотных воздушных судах (БВС) превращается из экспериментов в привычную реальность. Причина в том, что она позволяет решить проблему «последней мили»: так называют процесс попадания заказанного товара непосредственно в руки клиенту.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, только в крупных городах спрос на доставку «последней мили» к 2030 году вырастет на 78%. Если же оценивать все страны на планете, то к 2028 году емкость рынка доставки на беспилотниках достигнет $1,3 млрд — и все это время будет прибавлять по 40% в год, сказано в исследовании Meticulous Research.

Примеры коммерческого использования грузовых БВС появились на всех континентах. Австралийская компания Swoop Aero отправляет на беспилотниках медикаменты в труднодоступные районы Африки и Азии — а на обратном пути забирает у жителей образцы крови для анализов. В Индии на БВС перевозят донорские органы в больницы на северо-востоке страны — в регионах с наиболее труднопроходимым рельефом. В Новой Зеландии беспилотники доставляют пиццу, в Швейцарии — бутылки шампанского, которые необходимо отправить в альпийские рестораны.

На языке российских законодателей воздушные суда с пунктом дистанционного управления вместо летчика в кабине называют беспилотными авиационными системами — БАС. Разбираемся, за что мир полюбил беспилотную доставку и что происходит в этом направлении в России.

Сколько это стоит

В зависимости от региона и стоимости работы курьеров в конкретной стране экономическая эффективность БАС для доставки может отличаться. При нынешних темпах развития беспилотная аэродоставка по стоимости в ближайшее время может сравняться с традиционными методами логистики. К примеру, в государствах Северной Африки и Ближнего Востока себестоимость доставки трехкилограммовой посылки составит $5,2 как с живым человеком в качестве курьера, так и при использовании беспилотника. Такие данные содержатся в исследовании калифорнийской компании UVL Robotics, которая создает искусственный интеллект для беспилотников.

В других регионах соотношение может меняться, делая БВС более эффективным. Ирландский стартап Manna вовсю доставляет на беспилотниках еду и кофе, сообщает Forbes: смысл в том, что кофе остается горячим, так как при отправке на беспилотнике среднее время в пути составляет две минуты 40 секунд. В Manna утверждают, что такая доставка оказывается в 10 раз дешевле курьерской. В американской компании Ark Invest оценили усредненную стоимость доставки с помощью БВС в США в 52–88 центов.

Дальнейшему удешевлению доставки на БВС поможет развитие интернета вещей, компьютерного зрения и увеличение емкости литий-ионных батарей, которыми оснащаются многие БВС, считают в UVL. По их предположениям, развитие технологий беспилотных воздушных судов может помочь уменьшить количество автомобилей в крупных городах и тем самым снизит пробки.

Как меняется госрегулирование

За последние пять лет попытки выстроить подходящее правовое поле и включить БВС в авиационное регулирование начали предпринимать в разных странах. Утвержденный китайским правительством пятилетний план развития авиации уделил отдельное внимание развитию воздушной логистики — здесь местным властям предписывают содействовать развитию правовой базы и внедрению беспилотников в экономику страны. Некоторые барьеры сняты в арабских государствах: например, в Омане в октябре успешно завершились испытания доставки грузов на беспилотниках.

В США также пытаются сделать коммерческое применение грузовых БВС массовым, а не экспериментальным явлением. Например, Федеральное управление гражданской авиации (FAA) позволило австралийской компании Wing получить сертификат авиаперевозчика для доставки на БВС продуктов в пригороде Далласа в штате Техас.

В России получить право на логистическое использование БАС можно в местах с экспериментальным правовым режимом (ЭПР). Они устанавливаются на определенное время на ограниченном участке территории. В 2022 году такие ЭПР действовали в Камчатском крае, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Томской области.

«Механизм ЭПР позволяет протестировать различные варианты регулирования, а в федеральное законодательство вносить изменения уже с учетом результатов реальных полетов по тестируемой правовой норме, — объяснил принцип системы директор центра технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы Юрий Молодых.

Это позволяет брать в законодательство аспекты из разных ЭПР, реализованных одновременно в разных регионах страны. В результате законодательство меняется на основе реального опыта эксплуатации экспериментальных решений. В частности, действующие ЭПР по беспилотной авиации в России фокусируются на разных аспектах: в одних регионах идет отработка в первую очередь доставки грузов тяжелыми беспилотниками, в других упор идет на отработке систем автоматизированного учета и управления полетными заданиями».

Где ищут инновационные решения

По мере того, как БВС превращаются из опытных образцов в массовый продукт, возникает все больше аспектов, требующих исследований и проработки: начиная от взаимодействия беспилотников с другими видами транспорта и заканчивая точностью посадки. Проверенным способом стимулировать такие инновации стали технологические конкурсы.

К примеру, в начале 2000-х годов частный конкурс XPrize внес неоценимый вклад в развитие индустрии частной космонавтики в США. Победителями конкурса стали создатели воздушно-космической системы SpaceShipOne, которая дважды в течение двух недель вышла в космическое пространство с тремя людьми на борту. Космический аппарат был создан без финансового участия государства.

В России для разработки и испытания беспилотников проводится конкурс Национальной технологической инициативы (НТИ) Up Great «Аэрологистика». Организованный Фондом поддержки проектов НТИ совместно с ассоциацией «Аэронекст» конкурс призван найти решения для преодоления технологических и правовых барьеров, которые лежат на пути массового внедрения беспилотников для доставки грузов.

Главная задача участников — создать комплексное технологическое решение, которое позволит отправлять на БВС грузы тяжелее 50 кг на дистанцию от 1 тыс. км с промежуточными посадками, в одном пространстве с другими воздушными судами и в сложных погодных условиях. Для решения юридических аспектов организаторы «Аэрологистики» разработали собственный проект программы ЭПР. Устроители конкурса называют его первым проектом, которые решает задачи, определенные правительством в Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство страны.

В решении «Аэрологистики» заложена необходимость стандартизации технологий автоматического избегания столкновений в общем воздушном пространстве. По логике авторов проекта, это позволит перейти от разрешительного к уведомительному порядку использования беспилотников и обеспечит многократный рост рынка. Организаторы конкурса надеются, что применение разработанного ЭПР позволит унифицировать посадочные площадки для гибкого использования беспилотниками разных производителей.

Проект предусматривает проведение испытаний и нормативное закрепление технологий наблюдения и идентификации БВС органами по управлению воздушным движением и силовыми структурами в любой географической точке при полном отсутствии связи. Также к отработке предполагается технология динамической маршрутизации путем дистанционного изменения полетной программы при многозвенных логистических маршрутах БВС.

На что рассчитывать российским разработчикам

Технологический конкурс НТИ Up Great «Аэрологистика» — один из лучших шансов на монетизацию для российских стартапов в сфере беспилотников. Принять участие может любой налоговый резидент РФ — само юридическое лицо может быть и российским, и иностранным.

Испытания конкурса пройдут в 2023–2024 году и будут состоять из шести промежуточных этапов, у каждого из которых свои условия участия и призовой фонд. Отдельно проведут финальные испытания. Часть денежной премии конкурсанты получат по завершении каждого испытания, а окончательным победителем станет компания, которая продемонстрирует полное преодоление технологического барьера в финале конкурса. Общий размер призового фонда составит ₽418 млн, ближайшие этапы запланированы на весну и осень 2023 года.

Организаторы технологических конкурсов НТИ Up Great уверены: такой комплексный подход, заключающийся в исследовании и создании технологий параллельно с формированием проекта регулирования, способен в кратчайшие сроки обеспечить появление рабочего и масштабируемого решения для беспилотной доставки грузов в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21



Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer