Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту


6 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разрабатывают первый отечественный разгонный блок для сверхлегких космических ракет. Он поможет вывести аппараты на более высокую орбиту, чем та, до которой долетает основная ракета-носитель. По замыслу авторов применение блока позволит ускорить и упростить запуск спутников, в том числе для связи и навигации. Разработка может особенно заинтересовать частные компании, которым порой приходится тратить огромные деньги на пуски или годами ждать нужную ракету. Блок позволит вывести до 150 кг грузов на различные высоты — от 500 км от Земли до транслунной траектории.

Поймать попутку

Бывает так, что государству, научной организации или частной компании нужно доставить небольшой спутник на редко используемую орбиту, куда основная ракета не летит. Для этого в составе ракет применяют так называемые разгонные блоки — они могут транспортировать аппарат на некоторое расстояние уже в космосе. Это позволяет значительно экономить финансы при запуске спутников.

Сотрудники научно-производственного предприятия «ИнтерПолярис» в Воронеже спроектировали первый в России унифицированный разгонный блок для ракет разных классов. Сокращенно его назвали «БОРИС», что расшифровывается как блок орбитального размещения искусственных спутников. Его можно применять в качестве третьей ступени для ракет сверхлегкого класса или полезной нагрузки для тяжелых и сверхтяжелых носителей. Работает это так: ракета выходит на так называемую опорную орбиту, например на высоту около 500 км, а с нее блок уже направляется к целевой, еще более высокой орбите.

Собственная стартовая масса разгонного блока составляет 250 кг. Он способен нести до 150 кг грузов и доставить их на орбиту высотой 800 км. Однако эти параметры могут варьироваться в зависимости друг от друга. Например, 130 кг «БОРИС» способен вывести на высоту 1,5 тыс. км.

— Инновационность разрабатываемого разгонного блока заключается в так называемой платформенной конфигурации, которая обеспечивает маневрирование в широком диапазоне высот целевых орбит, — рассказала ведущий научный сотрудник НПП «ИнтерПолярис» Татьяна Башарина. — В разгонном блоке постоянные составляющие платформы — система управления и двигательная установка. Последняя представляет собой наиболее наукоемкий и дорогостоящий агрегат. Она работает на экологически чистых компонентах топлива — этиловом спирте и кислороде. В качестве переменной составляющей, адаптированной к выполняемой космической миссии, выступают система хранения и подачи компонентов топлива и каркас блока.

Такой подход, по словам разработчиков, позволяет создать универсальный разгонный блок для всех классов ракет и видов грузов.

Сейчас инженеры провели исследовательские и огневые испытания опытного образца маршевого жидкостного ракетного двигателя.

Быстрее, выше, сильнее

Основную часть космических запусков осуществляют в интересах государства и обороны, частным же компаниям или небольшим научным организациям тяжело найти подходящий носитель для своих аппаратов (например, спутников), который выведет их на нужную орбиту. Поэтому запуск таких аппаратов может быть востребован для развития спутниковых систем, навигации, картографии, дистанционного зондирования, телекоммуникаций.

— Обычно ракеты-носители выводят полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту 200–250 км, — пояснил кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Иван Соболев. — Однако на ней аппараты долго существовать не могут, они за счет сопротивления остаточной атмосферы снижаются и сгорают в ее нижних слоях в течение нескольких месяцев и даже недель. Поэтому разгонный блок может понадобиться для выведения на большую высоту. Кроме того, порой нужно изменить форму орбиты, и здесь он тоже пригодится. Наконец, разгонный блок способен вывести некий аппарат на отлетную траекторию к Луне, а то и дальше.

Как рассказал Иван Соболев, разгонный блок можно использовать и для того, чтобы развести по разным орбитам несколько космических аппаратов, доставленных одной ракетой-носителем. Это позволит значительно сэкономить на запуске, пояснил он.

— Сейчас делается упор на малые космические аппараты, в том числе типа CubeSat (формат малых искусственных спутников Земли с габаритами 10х10х10 см. — «Известия»), поэтому данный разгонный блок позволит удешевить стоимость их запуска, — отметила ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Следовательно, его применение позволит снизить стоимость услуг, предоставляемых с помощью таких аппаратов.

Главный конструктор спутникового направления SR Space Дмитрий Монахов добавил, что сейчас в России разгонные блоки для ракет-носителей среднего класса стоят вплоть до двух третей цены самой ракеты. Поэтому, по словам эксперта, создание блока, который будет активно использоваться, станет большим достижением.

— В Воронеже много стендов как раз для отработки ракетных двигателей и разгонных блоков. Важно, чтобы он нашел свою нишу в плане как целевой орбиты выведения, так и класса полезной нагрузки. Тогда он будет востребован как у государства, так и у частных компаний, — сказал эксперт.

Еще один важный вопрос — как разработчики реализуют увод отработавшего разгонного блока с орбиты, чтобы предотвратить его превращение в космический мусор, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21



Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer