Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возвести в ступень: новый аппарат выведет спутники на высокую орбиту


6 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые разрабатывают первый отечественный разгонный блок для сверхлегких космических ракет. Он поможет вывести аппараты на более высокую орбиту, чем та, до которой долетает основная ракета-носитель. По замыслу авторов применение блока позволит ускорить и упростить запуск спутников, в том числе для связи и навигации. Разработка может особенно заинтересовать частные компании, которым порой приходится тратить огромные деньги на пуски или годами ждать нужную ракету. Блок позволит вывести до 150 кг грузов на различные высоты — от 500 км от Земли до транслунной траектории.

Поймать попутку

Бывает так, что государству, научной организации или частной компании нужно доставить небольшой спутник на редко используемую орбиту, куда основная ракета не летит. Для этого в составе ракет применяют так называемые разгонные блоки — они могут транспортировать аппарат на некоторое расстояние уже в космосе. Это позволяет значительно экономить финансы при запуске спутников.

Сотрудники научно-производственного предприятия «ИнтерПолярис» в Воронеже спроектировали первый в России унифицированный разгонный блок для ракет разных классов. Сокращенно его назвали «БОРИС», что расшифровывается как блок орбитального размещения искусственных спутников. Его можно применять в качестве третьей ступени для ракет сверхлегкого класса или полезной нагрузки для тяжелых и сверхтяжелых носителей. Работает это так: ракета выходит на так называемую опорную орбиту, например на высоту около 500 км, а с нее блок уже направляется к целевой, еще более высокой орбите.

Собственная стартовая масса разгонного блока составляет 250 кг. Он способен нести до 150 кг грузов и доставить их на орбиту высотой 800 км. Однако эти параметры могут варьироваться в зависимости друг от друга. Например, 130 кг «БОРИС» способен вывести на высоту 1,5 тыс. км.

— Инновационность разрабатываемого разгонного блока заключается в так называемой платформенной конфигурации, которая обеспечивает маневрирование в широком диапазоне высот целевых орбит, — рассказала ведущий научный сотрудник НПП «ИнтерПолярис» Татьяна Башарина. — В разгонном блоке постоянные составляющие платформы — система управления и двигательная установка. Последняя представляет собой наиболее наукоемкий и дорогостоящий агрегат. Она работает на экологически чистых компонентах топлива — этиловом спирте и кислороде. В качестве переменной составляющей, адаптированной к выполняемой космической миссии, выступают система хранения и подачи компонентов топлива и каркас блока.

Такой подход, по словам разработчиков, позволяет создать универсальный разгонный блок для всех классов ракет и видов грузов.

Сейчас инженеры провели исследовательские и огневые испытания опытного образца маршевого жидкостного ракетного двигателя.

Быстрее, выше, сильнее

Основную часть космических запусков осуществляют в интересах государства и обороны, частным же компаниям или небольшим научным организациям тяжело найти подходящий носитель для своих аппаратов (например, спутников), который выведет их на нужную орбиту. Поэтому запуск таких аппаратов может быть востребован для развития спутниковых систем, навигации, картографии, дистанционного зондирования, телекоммуникаций.

— Обычно ракеты-носители выводят полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту 200–250 км, — пояснил кандидат технических наук, преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана Иван Соболев. — Однако на ней аппараты долго существовать не могут, они за счет сопротивления остаточной атмосферы снижаются и сгорают в ее нижних слоях в течение нескольких месяцев и даже недель. Поэтому разгонный блок может понадобиться для выведения на большую высоту. Кроме того, порой нужно изменить форму орбиты, и здесь он тоже пригодится. Наконец, разгонный блок способен вывести некий аппарат на отлетную траекторию к Луне, а то и дальше.

Как рассказал Иван Соболев, разгонный блок можно использовать и для того, чтобы развести по разным орбитам несколько космических аппаратов, доставленных одной ракетой-носителем. Это позволит значительно сэкономить на запуске, пояснил он.

— Сейчас делается упор на малые космические аппараты, в том числе типа CubeSat (формат малых искусственных спутников Земли с габаритами 10х10х10 см. — «Известия»), поэтому данный разгонный блок позволит удешевить стоимость их запуска, — отметила ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Следовательно, его применение позволит снизить стоимость услуг, предоставляемых с помощью таких аппаратов.

Главный конструктор спутникового направления SR Space Дмитрий Монахов добавил, что сейчас в России разгонные блоки для ракет-носителей среднего класса стоят вплоть до двух третей цены самой ракеты. Поэтому, по словам эксперта, создание блока, который будет активно использоваться, станет большим достижением.

— В Воронеже много стендов как раз для отработки ракетных двигателей и разгонных блоков. Важно, чтобы он нашел свою нишу в плане как целевой орбиты выведения, так и класса полезной нагрузки. Тогда он будет востребован как у государства, так и у частных компаний, — сказал эксперт.

Еще один важный вопрос — как разработчики реализуют увод отработавшего разгонного блока с орбиты, чтобы предотвратить его превращение в космический мусор, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer