Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пространственное соображение: регистрацию самолетов за рубежом хотят запретить


7 ноября 2022 года Анастасия Львова, Максим Талавринов, Известия


Российским авиакомпаниям хотят запретить регистрировать самолеты за рубежом. Цель — усиление безопасности полетов и создание «исключительного суверенитета» в отношении воздушного пространства РФ. Депутатский законопроект, предполагающий такую меру, уже рассматривает кабмин. Перевозчики в лице профильной ассоциации высказались против этой идеи. По их мнению, она ограничивает права авиакомпаний и ставит под угрозу возможность эксплуатации большей части флота — она сейчас зарегистрирована сразу в двух реестрах, а снять их с регистрации на Бермудах перевозчики самостоятельно не могут.

Суверенитет в небе

Правительство рассматривает законопроект, фактически предполагающий введение запрета на регистрацию самолетов российских авиакомпаний за рубежом. Проект подготовил депутат, председатель думского комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Аппарат правительства попросил профильные министерства подготовить позиции по теме в срок до 1 ноября, следует из письма директора департамента транспорта кабмина Анатолия Мещерякова (копия письма есть у «Известий»).

Проектом предлагается внести поправки в ст. 101 Воздушного кодекса РФ, дополнив ее абзацем о том, что коммерческие воздушные перевозки пассажиров выполняются только на гражданских судах, зарегистрированных в российском госреестре.

«Проект направлен на предотвращение угроз для безопасности полетов и обеспечения транспортной связанности территории России», — говорится в тексте пояснительной записки. С копией направленного в кабмин проекта ознакомились «Известия».

Введенные в 2022 году санкции западных стран и приостановка сертификатов летной годности самолетов, зарегистрированных в иностранных реестрах, поставили под угрозу обеспечение этой транспортной связанности, а также участие российских авиакомпаний в международной аэронавигации, говорится в документе.

Принятый в марте закон, позволяющий регистрировать права на иностранные самолеты в России и выдавать им российские сертификаты, лишь временно регламентирует эту процедуру (на 2022 год), а предлагаемый проект предусматривает введение постоянных требований по регистрации самолетов. Кроме того, в мировой законодательной практике уже есть прецедент установки требований о национальной регистрации самолетов — в Кодексе США (раздел 49 «Транспорт», параграф 44 101 «Эксплуатация самолетов»).

Предполагается, что проект позволит создать правовые основания для реализации «полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства РФ» и обеспечения безопасности полетов, не подверженной негативным последствиям потенциальных недружественных действий любого иностранного государства.

Владимир Гутенев подтвердил «Известиям», что проект с подобными формулировками действительно был подготовлен и направлен в кабмин. Раскрывать подробности он не стал, сославшись на ожидание отзыва правительства.

Парламентарий лишь пояснил, что проект разработала группа депутатов на базе экспертного совета по авиационной промышленности при комитете. В пресс-службах Минтранса и кабмина отказались от комментариев. В пресс-службе «Аэрофлота», куда законопроект также направлялся на оценку, не ответили на запрос редакции.

Ускоренная перерегистрация

Российские авиавласти не первый год обсуждают меры, которые стимулировали бы компании регистрировать самолеты в России, а не за границей. Глава Росавиации Александр Нерадько на заседании коллегии в марте 2021 года уже предлагал полностью запретить регистрацию в инореестрах начиная с 2023 года.

После введения массированных санкций против российской авиаотрасли в марте 2022 года в ответ на начало СВО на Украине компании сами стали экстренно перерегистрировать свой парк в стране. Согласно последним — сентябрьским — данным Минтранса, в Росреестре оформлено уже 1218 из 1288 летающих воздушных судов. Но поскольку не все перевозчики делали это с согласия и одобрения своих лизингодателей, самолеты остались зарегистрированы и в инореестрах.

По данным на 31 октября, в реестре Бермудских островов остается еще 497 самолетов российских эксплуатантов, среди которых пассажирских — 468 штук. Это большая часть всего авиапарка России, который насчитывает 738 самолетов иностранного производства. По оценке «Известий», на основе актуального реестра Бермуд, «дебермудизировать» пока удалось лишь 148 воздушных судов.

Редакция направила запрос крупнейшим российским лизинговым компаниям — ГТЛК, «СберЛизингу», «ВТБ Лизингу».

Остановка международных полетов

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят все крупнейшие российские авиакомпании, не поддержала инициативу.

В письме АЭВТ в Минтранс от 27 октября говорится, что предлагаемые изменения необоснованно ограничивают права российских авиакомпаний по эксплуатации судов, а сам законопроект подготовлен с нарушением юридической техники: проектируемое изменение касается ст. 101 главы XV «Воздушные перевозки» ВК РФ, тогда как эта глава регламентирует отношения между авиакомпанией и пассажиром. Требования же к самим самолетам изложены в ст. 8 и главе V «Воздушные суда» Воздушного кодекса.

Более того, такая инициатива может не позволить авиакомпаниям эксплуатировать значительную часть флота, которую они сами не могут дерегистрировать из инореестров помимо воли собственников — лизинговых компаний, сообщил в письме в Минтранс старший вице-президент АЭВТ Александр Виндермут.

«В настоящий момент большая часть флота гражданских судов российских авиакомпаний сохраняет регистрацию как на Бермудских островах, так и в госреестре РФ. В связи с тем что прекращение регистрации на Бермудах находится вне полномочий российских авиакомпаний, их дерегистрация (оттуда) не представляется возможной», — отметил он в письме.

К полной остановке полетов эта инициатива не приведет, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

— Инициатива предполагает обязательную регистрацию самолетов в российском реестре, при этом еще в июне Минтранс сообщал, что на тот момент 1207 из 1274 самолетов, эксплуатируемых в России, получили регистрацию в национальном реестре. Но сложности, связанные с тем, что часть этих судов не снята с учета в иностранных реестрах, касаются в основном сегмента международных перевозок, — пояснила эксперт.

Возможности по новой регистрации самолетов российских авиакомпаний в основных иностранных реестрах сейчас представляются ограниченными, поэтому российский реестр и так постепенно становится приоритетным для отечественных компаний в среднесрочной перспективе, уточнила Алла Юрова.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков дополнил, что у многих российских собственников или лизинговых компаний есть сложности с выводом самолетов из инореестров в связи с санкционными ограничениями и с тем, что не все иностранные консультанты могут оказать им услуги.

— Сейчас неясно, насколько процесс дерегистрации может затянуться по времени, — отметил эксперт.

Не до конца ясна и общая логика законопроекта — предложение распространяется только на коммерческие перевозки, но не, например, на авиацию общего назначения (АОН, некоммерческие полеты в интересах собственника самолета). Тогда как в рамках полетов авиации общего назначения тоже возникают вопросы безопасности при наличии иностранной регистрации, отмечает Владислав Риков.

По словам эксперта рейтингового агентства АКРА Александра Гущина, ситуация с флотом у российских авиаперевозчиков сейчас непростая, а необходимость прекратить эксплуатацию значительной его части, которая может возникнуть в случае реализации инициативы, негативно скажется на всей авиаотрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer