Авиакомпании и регуляторы десятков стран предлагают разрешить осуществлять полеты пассажирских самолетов с одним пилотом в кабине вместо двух, чтобы снизить затраты и смягчить влияние дефицита кадров, сообщил Bloomberg.
Соответствующие обращения в Международную организацию гражданской авиации ООН (ИКАО), разрабатывающую авиационные стандарты, направили более 40 стран, включая Германию, Великобританию и Новую Зеландию. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) работает с производителями самолетов, чтобы определить, как будут выполняться полеты с одним пилотом, и подготовить соответствующие правила. EASA ожидает, что они могут заработают с 2027 года.
На первом этапе власти могут разрешить одиночное пилотирование в режиме крейсерского полета, при котором нагрузка на экипаж ниже, чем при взлете и посадке. В этом случае второй пилот сможет отдыхать в салоне, а не оставаться в кабине, помогая управлять самолетом.
Airbus сообщил агентству, что сейчас оценивает то, как его самолеты могут управляться меньшими по численности экипажами. Производитель, в частности, сотрудничает с авиакомпаниями и регуляторами, чтобы выяснить, смогут ли два пилота безопасно заменить трех на дальнемагистральных рейсах.
Переход к полетам с одним пилотом будет «во много-много раз сложнее», чем процесс уменьшения экипажа в кабине до двух человек, который проходил на протяжении десятилетий, считает директор по летным операциям CathayPacific Крис Кемпис. Он напомнил, что в 1950-х в кабине самолета обычно находились пять человек, включая бортинженера, штурмана и радиста, прежде чем развитие технологий сделало их присутствие необязательным.
Управление гражданской авиации Великобритании отметило, что переход на полеты с одним пилотом ужесточит медицинские требования к членам экипажа и может повлиять на их психическое здоровье и удовлетворенность работой. «Психологические барьеры, вероятно, сложнее, чем технологические барьеры», — заявил ранее глава Boeing в Юго-Восточной Азии Александр Фельдман.
Риск полетов с одним пилотом в том, что находящийся в одиночестве пилот может не справиться с эмоциональным напряжением в чрезвычайной ситуации и ему некому будет помочь, отмечает командир экипажа Airbus A330 компании Qantas Airways Тони Лукас, возглавляющий Австралийскую и Международную ассоциацию пилотов (AIPA). Именно это произошло на борту рейса 447 авиакомпании Air France, направлявшегося в Париж из Рио-де-Жанейро 1 июня 2009 года: во время полета командир экипажа оставил в кабине второго пилота и пилота-стажера и отправился на отдых, а когда он вернулся, остановить аэродинамическое сваливание самолета уже было невозможно. Все 228 человек на борту тогда погибли в результате падения самолета в Атлантический океан.
Кроме того, существует риск самоубийства пилотов, напоминает Bloomberg. В 2015 году Airbus A320, принадлежащий «дочке» Lufthansa — лоукостеру Germanwings, врезался в гору во французских Альпах, погибли 150 человек. По итогам следствия причиной катастрофы было названо самоубийство второго пилота, который находился в кабине один: капитан самолета, отлучившись в туалет, не смог вернуться на свое место, так как дверь в кабину была заперта.
На сегодня для безопасности полетов нет ничего лучше, чем «второй отдохнувший, квалифицированный, хорошо обученный пилот, физически присутствующий в кабине экипажа», сообщила в октябре Международная федерация ассоциаций линейных пилотов. EASA отмечает, что осведомлена об опасениях по поводу одиночных полетов. «Эти концепции не будут реализованы до тех пор, пока авиационное сообщество не будет уверено в том, что полеты будут как минимум такими же безопасными, как сегодня», — подчеркнула представитель EASA.