Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов


18 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские инженеры разрабатывают первую отечественную систему, которая позволит предупреждать и предотвращать столкновения беспилотников с другими летательными аппаратами. Она предназначена для гражданских дронов взлетной массой свыше 30 кг. В основе ее работы — малогабаритная радиолокационная станция, которая «наблюдает» за обстановкой с помощью излучения электромагнитных импульсов и принятия отраженных сигналов от воздушных судов. Бортовой вычислитель обрабатывает данные и принимает решение о том, нужно ли аппарату менять курс или высоту. Разработчики планируют создать систему к 2026 году, сделав модификации для летательных аппаратов разной массы. Эксперты считают особенно важным внедрить такую разработку для гражданских беспилотников, которые будут летать над городами.

Предупредить и предотвратить

Российские инженеры приступили к созданию первой отечественной системы, которая позволит операторам беспилотных воздушных судов заблаговременно обнаруживать опасные сближения аппаратов в воздухе. Аналогичные разработки есть и в других странах, например в США, но они находятся на этапе экспериментов и пилотных проектов, серийно еще не внедрены.

Систему создает научно-производственное предприятие «Радар ммс», компания — участник рынка «Аэронет» НТИ. Разработку назвали Detect-and-Avoid System (DAA, система обнаружения и предотвращения). Она состоит из нескольких подсистем, главная из которых представляет собой первичные малогабаритные бортовые радиолокационные станции, работающие в диапазоне частот сантиметровых длин волн, или, как его называют, СВЧ. Их используют главным образом для радиолокации и радиорелейной связи.

— Бортовые радиолокационные станции данного диапазона позволят одновременно вести наблюдение за воздушными судами, находящимися в секторе обзора на расстоянии более 25 км, — рассказал «Известиям» директор направления беспилотных авиационных систем (БАС) компании Василий Анцев. — Система наблюдения будет передавать сообщения о пространственном положении беспилотника на наземные пункты управления движением и на воздушные суда, оборудованные этой системой.

Также в нее входят приборы для измерения высоты, бортовой вычислитель для обработки данных и формирования команд изменения траектории полета. Он же отвечает за передачу сообщений об изменении маршрута оператору беспилотника и в пункты управления воздушным движением.

Бортовой вычислитель, обработав полученные данные, примет решение об изменении траектории или высоты полета.

Систему можно будет использовать не только для задач гражданской беспилотной техники, но и адаптировать для обеспечения безопасности полетов малой авиации, вертолетов и самолетов. DAA предупредит воздушные суда о наличии беспилотников на пути их следования.

— На данный момент мы ведем разработку системы для беспилотников массой от 30 до 700 кг, но планируем создать и ее модификации для более тяжелых и легких экземпляров, — рассказал Василий Анцев. — Но наиболее вероятные заказчики — представители малой авиации: вертолеты типа Ми-8 и дроны. Сегодня они практически ничем не оборудованы для предотвращения «ДТП в воздухе». Например, на севере высотный потолок составляет порядка 800 м, а видимость не слишком хорошая. В этих случаях можно и просмотреть летящий на тебя беспилотник.

Разработчики планируют завершить создание системы в 2026 году.

Безопасность прежде всего

Эксперт Международной организации гражданской авиации Андрей Яблоков объяснил разницу систем предупреждения столкновения на пилотируемых и беспилотных воздушных судах. На самолете или вертолете эта система идентифицирует другие воздушные аппараты и высоту их полета, затем передает данные пилоту, который принимает решение о смене траектории. Если «убрать» человека из летательного аппарата, нам нужно заменить его зрение и мышление техникой. Этим и занимается система предупреждения столкновений в воздухе. Если беспилотником управляет оператор на земле, информация идет ему. Если же оператора нет, вычислительная система должна сама принимать решение о смене траектории.

— Единую систему, подходящую каждому воздушному судну, создать нельзя, — рассказал эксперт. — Ведь самолеты и беспилотники летают на разных высотах, с разными скоростями. Кроме того, для гражданских беспилотников, особенно работающих в городских условиях, есть риск столкновения со зданиями или рельефом местности. Разумеется, и требования к безопасности летающих над городом беспилотников выше, чем для парящих над нежилой зоной.

Система слежения и предотвращения столкновений беспилотных аппаратов необходима для разрешения взлета и контроля воздушной обстановки систем БАС, считает руководитель лаборатории «Школа дронов» детского технопарка МАИ «Траектория взлета» Кирилл Щукин.

— Все БПЛА массой от 30 кг должны быть оборудованы также системами экстренной безопасной посадки, которая предотвратит возможный ущерб для третьих лиц, — считает Кирилл Щукин. — Их необходимо внедрять на любые БПЛА, которые рассчитывают применять в воздушном пространстве РФ. Ведь сейчас беспилотники планируют использовать для самых разных задач в городских условиях, например для доставки грузов или мониторинга ситуации с воздуха.

По словам разработчиков, предстоит решить еще большое количество регуляторных проблем — например, разработать стандарты в этой области.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer