Поиски пропавших самолетов
Во время Второй мировой войны несколько десятков бомбардировщиков ВВС и ВМФ США потерпели крушение или совершили аварийные посадки на советском Дальнем Востоке. Информации о нахождении большей части пропавших бортов нет до сих пор.
Американские самолеты отрабатывали боевые задачи на Курильских островах, где были расположены японские военные базы. Подбитые самолеты уже не могли вернуться на свои аэродромы и совершали аварийные посадки или падали на Камчатке. Нападения американцев на японские базы были объяснимы: именно с Курил ударная авианосная группа японского флота отправилась для атаки на Перл-Харбор.
"Для Советского Союза появление на своей территории американских самолетов, выполнивших боевые задачи на Курилах, стало проблемой. Нужно было сохранить шаткое равновесие: с одной стороны, был заключен договор о ненападении с Японией, с другой — США были союзниками в борьбе с Германией. Тем не менее потерпевшим крушение оказывалась помощь. Их лечили в госпиталях, кормили. Членов экипажей неофициально отправляли домой", — говорит участник экспедиции и руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков.
В 2021 году Русское географическое общество и экспедиционный центр Министерства обороны провели две экспедиции по поиску самолетов, упавших на Камчатке в 1944–1945 годах. Были найдены обломки пяти американских самолетов. За прошедший год удалось определить, какие именно бомбардировщики навсегда остались на Камчатке и что произошло с экипажами.
В октябре 2022 года состоялся третий этап проекта. Были закончены поисковые работы на мысе Ходжелайка, в бухте Вестник и в районе реки Камбальной. С мест крушения с помощью вертолета Ми-8 вывезены ключевые детали разбившихся бортов — так самолеты Второй мировой снова поднялись в небо.
Район реки Камбальной. Крыло со звездой
Во время авиаразведки в районе реки Камбальной были замечены обломки самолета. На ближайшем безопасном месте экспедиционный вертолет удалось посадить. Чтобы уже на земле в почти двухметровом и переплетенном между собой камчатском кедраче найти обломки, пришлось запускать коптер. С воздуха уже точно получилось определить, где лежит крыло с белой звездой на черном фоне — такие изображались на американских самолетах.
Самая интересная и важная часть в поисках самолетов — идентификация. История экипажа и самой машины. Для этого на месте крушения ищут и фиксируют все возможные технологические номера на сохранившихся деталях. Чтобы потом по архивным документам восстановить номер, модель боевой машины и хронологию событий.
У Сергея Каткова было три версии, касающиеся найденного у Камбальной самолета.
Версия первая: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 12), командир — лейтенант Джордж Март, 19 июня 1944 года вылетел на боевое задание, самолет был потерян, весь экипаж спасся.
Версия вторая: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 96), командир — лейтенант Джон Пауэрс. Этот самолет вылетел с Командорских островов 20 февраля 1945 года, его задачей было совершить налет на японскую военно-морскую базу Катаока на острове Шумшу.
После выполнения боевого задания один из моторов был поврежден осколками собственных бомб. Дотянуть до аэродрома даже в Петропавловске-Камчатском было невозможно. Поэтому командир дал команду экипажу покинуть самолет. Все шестеро удачно приземлились, были спасены и отправлены в США.
Версия третья: бомбардировщик Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 75), командир — лейтенант Джек Коулес. 19 августа 1944 года экипаж вылетел на бомбежку японского аэродрома на острове Парамушир. Экипаж выполнил задачу, но самолет был обстрелян зенитной артиллерией, сильно поврежден и атакован тремя японскими истребителями. С большим трудом самолет смог перелететь залив. Командиру Ventura удалось совершить экстренную посадку, экипаж смог спастись. Их встретили и приняли у себя советские пограничники, и позже летчики были отправлены в США.
Но чтобы понять, какой именно борт остался на многие десятилетия лежать у реки Камбальной, нужно было найти необходимые для этого детали и номера. Бортовой номер самолета выгорел на солнце, а таблички с номерами моторов еще в 1970-е годы сняли посещавшие эту территорию местные жители.
Позже удалось найти фото этих табличек. На один снимок попали эмалированный орел и надпись: Pratt and Whitney / Dependable engines / Made by Ford. На второй — главная идентификационная табличка двигателя, где был указан заводской номер мотора.
На основе баз данных американских историков, а также команды Aviation Archaeological Investigation & Research были собраны максимальные сведения и первичные архивные документы по потерям ВВС и ВМФ США в районе Камчатки и Курил.
"Мы создали таблицу данных по потерям самолетов Ventura на Камчатке и Курилах с указанием не только регистрационных номеров, фигурирующих в военных документах, но также всех известных заводских номеров этих самолетов. По нашей базе потерь мы вычислили, что найденные номера принадлежат самолету Lockheed PV-1 Ventura (бортовой номер 75), — рассказывает Сергей Катков. — Так самолет лейтенанта Джека Коулеса из эскадрильи VB-136 был найден спустя более семи десятилетий после окончания войны".
Бухта Вестник. Неуловимый кролик
В годы Второй мировой было очень популярно нанесение рисунков на фюзеляж боевых самолетов (Aircraft Nose Art), особенно изображений девушек в стиле пинап и мультипликационных героев. Такой рисунок делал самолет особенным, добавлял боевого духа экипажу, а может быть, и служил талисманом.
Хитрый и смелый мультипликационный кролик Bugs Bunny не стал исключением. Он украсил фюзеляж бомбардировщика Liberator. Скорее всего, выбор героя не был случайным. В апреле 1944 года вышла серия мультфильма (Bugs Bunny Nips the Nips), где кролик побеждает японцев. Уже в ноябре 1944 года боевая машина с кроликом на фюзеляже, выполнив задание на Курилах, потерпела крушение на Камчатке.
Большое крыло со стойкой шасси от американского бомбардировщика лежит в черном камчатском песке у самой береговой линии. В 2021 году поисковая группа не смогла поднять и перевернуть его — настолько фрагмент самолета врос в грунт. Но был найден воздухозаборник одного из двигателей с фрагментом номера, напечатанного с помощью трафарета. Он и сыграл ключевую роль в идентификации борта.
Было две версии. Первая — что это борт В-24 (40309), который приземлился в районе бухты Вестник 12 августа 1943 года.
Вторая — В-24 (с заводским номером 40993), который потерпел крушение 17 ноября 1944 года в том же районе. Именной самолет Consolidated В-24 Liberator с надписью на фюзеляже: Bugs Bunny: What’s up, Doc? (любимой фразой мультипликационного кролика) пропал, выполнив боевые задачи. Около двух недель пропавший экипаж провел в бухте Вестник. Продукты, медикаменты и необходимые вещи им смогли сбросить с другого американского самолета. Советские военные попытались подойти со стороны моря, но миссия оказалась неудачной. Позже экипаж самолета эвакуировали по земле пограничники.
После общения со специалистами из американских архивов по найденным на деталях номерам было установлено, что лежащий в бухте Вестник самолет — это борт лейтенанта Дональда Тэйлора с фразой мультипликационного кролика. Из экипажа все остались живы, кроме тяжело раненного стрелка.
Фрагмент самолета, где был изображен кролик, найти не удалось.
"Нам хотелось бы поднять оставшиеся части самолета Liberator. В этом — третьем — этапе экспедиции мы определили, что основная часть бомбардировщика лежит ближе к океану под толстым слоем песка", — рассказывает Анатолий Калемберг, начальник экспедиции.
Мыс Ходжелайка. Снова в небе
Вертолет высаживает поисковую группу на мысе Желтом, на следующий день предстоит перелет до мыса Ходжелайка. Там в прошлом году нашли обломки бомбардировщика. Борт идентифицирован, это самолет PV-1 Ventura (бортовой номер 96), командир — лейтенант Джон Пауэрс. Задача этой экспедиции — найти второй двигатель и подготовить важные детали самолета к транспортировке.
Лагерь находится на сопке, заросшей стлаником: кедрачом, ольхой и редко — рябиной. Группа, работавшая здесь в прошлом году, подготовила в кедраче площадку для вертолета и тропу к разбившемуся самолету. Кедрач высокий и упругий. Идти по проложенной "дороге" сложно: не увернешься, и ветки бьют по лицу. Ноги застревают в нижних ветках стланика. Без оборудования за час по стланику можно пройти не более нескольких сотен метров. Такое место может стать ловушкой.
Погода меняется постоянно: ветер, дождь, заряды снега, солнце, часто над сопками вспыхивает и тут же исчезает радуга. Ночами сильный ветер треплет бока палаток, кажется — пришел медведь. С вертолета было хорошо заметно, сколько вековых троп хищника тянется вокруг сопок и по побережью. Мы уже видели и матерого медведя, и матуху с двумя сеголетками (мать с медвежатами первого года жизни).
С нашей сопки открывается вид на океан и острые спины прибрежных скал. Вершины других сопок уже белые. С утра на земле и палатках — иней. Чувствуется неизбежная скорая зима. Сквозь искореженное железо разбившегося самолета растет кедрач. Под частями, рассыпавшимися по склону, устроили свои норы мыши. Природа быстро берет свое.
Удается найти второй двигатель, он оказался в 100 м от основного места крушения. Работы закончены, но вертолет сможет забрать нашу группу только через несколько дней. Погода здесь непредсказуемая, и планы меняются постоянно. Поисковая группа прошлого года выкопала землянку: настолько сильным был ветер, что жить в палатке стало невозможно.
Из экспедиционного лагеря никуда не уйти, он со всех сторон окружен стлаником. Пресной воды здесь нет, ручьи и реки недоступны. Жизнь в лагере подстраивается под новые вводные — запасы нужно распределить на несколько дней, зато появляется дополнительное время для поиска.
Сеансы связи по спутниковому телефону два раза в день. Наконец слышим, что вертолет вылетел из Елизово, значит, скоро будет у нас.
Вещи, палатки, а главное — детали самолета готовы к отправке.
Вертолет цепляет на внешнюю подвеску двигатель разбившегося бомбардировщика. Это сложная и кропотливая работа. Вихрем от лопастей поднимает мелкий мусор, прижимает к земле стланик, заставляет вжаться в землю. Зависает, проверяет, как поведет себя необычный груз, и уходит в сторону мыса Желтый. Вторым рейсом заберут нас.
"Я благодарен тем людям, которые работали вместе с нами. Это и поиск, и вывоз фрагментов. Работа вертолетчиков заслуживает уважения: и профессионализм, и отношение к экспедиции. На внешней подвеске они вывозили части разбившихся самолетов — это ювелирная работа, расстояние было большим — около 300 км", — говорит Калемберг.
Советские летчики на американских самолетах
Центр современной истории более десяти лет создает электронную базу данных о погибших самолетах и летчиках на основе архивных материалов, в ней уже более 120 тыс. записей. Это или номер самолета, или номер мотора с указанием фамилий экипажа.
"Когда на Камчатке работали ВВС Красной армии, выполняли свои задачи и американские союзники — так же приближая общую победу, работая по японским военным объектам на Курилах. В это время под Москвой, Смоленском, Ленинградом советские летчики, в том числе и на американских самолетах, полученных по программе ленд-лиза, защищали небо Родины", — рассказывает Катков.
В течение этого года сотрудники Центра современной истории работали на трех местах падения американских самолетов с советскими экипажами времен Великой Отечественной войны. Недавно в Новгородской области обнаружен истребитель P-40 Kittyhawk. Место нашел поисковый отряд "Березка". По создаваемой центром базе данных и найденному номеру борта удалось определить, что на этом самолете погиб младший лейтенант Иван Иванович Майоров 1916 года рождения. В Подмосковье под городом Клин был найден бомбардировщик B-25 Mitchell капитана Назарова.
В Кувшиновском районе Тверской области поисковики Тверского регионального отделения Поискового движения России и специалисты Центра современной истории нашли истребитель Hurricane летчика Виктора Хрущева. Во время раскопок на месте падения самолета были найдены останки летчика и его парашют. По обрывкам гимнастерки с петлицей установлено звание погибшего — сержант.
28 октября 1942 года пилот 1-й авиаэскадрильи сержант Виктор Николаевич Хрущев вылетел на боевое задание с целью перехвата разведчика противника вместе с командиром эскадрильи лейтенантом Павлом Григорьевичем Трусовым. В районе города Торжок на высоте 5 тыс. м Хрущев потерял сознание. Самолет вошел в пикирование и с работающим мотором врезался в землю.
На момент катастрофы Виктору Хрущеву было 19 лет.
"Мой прадед пропал без вести"
Сергей Кравцов — один из волонтеров-поисковиков экспедиции на Камчатку, ищет и поднимает бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, уже 15 лет.
"Я занимаюсь поисками, потому что мой прадед Валдаев Виктор Петрович пропал без вести на Западной Украине, это 3-й Украинский фронт. Для меня поиск — это шанс связать погибших и их родственников. Последние три года я ищу пропавшие самолеты", — рассказывает Сергей.
Для поиска очень важны свидетельства людей, которые еще помнят, что происходило, или тех, кто слышал рассказы очевидцев.
"Я беру направление, какой-нибудь кусок леса, и отрабатываю его. Потому что несколько человек рассказали мне, что там лежит самолет. Обычно я стараюсь найти первоисточник информации. По такой "легенде" можно работать и несколько месяцев, и несколько лет", — говорит Сергей.
По одной из "легенд" поисковики искали захоронение 200 человек. В течение двухнедельной экспедиции нашли останки 100 бойцов. По медальонам нескольких удалось идентифицировать.
"Часто мы находим пустые или просто незаполненные медальоны. Очень помогают подписанные котелки, ложки. Были вещи, которые сменили несколько владельцев. Имена зачеркнуты и написаны новые", — рассказывает Сергей. — Останки забираем, если они не идентифицированы, то их хоронят в месте ближайшего мемориала. Если идентифицированы — приглашают родственников. Запросы по поиску родственников отправляют в военкомат, местные газеты.
Несколько раз поисковики ездили по России, искали родственников найденных бойцов.
"Нашли останки и идентифицировали человека по медальону, там были фамилия, имя и отчество, место, откуда призывался. Мы поехали в указанную деревню. Оказалось, что семья переехала. В итоге родственников мы нашли в Санкт-Петербурге, — вспоминает поисковик. — При захоронении останков бойцов равнодушных никогда нет, многие плачут. Все меньше приезжает детей, в основном это уже внуки и правнуки красноармейцев".
Недавно во время раскопок на месте гибели самолета МиГ-3 на глубине 7 м Сергей нашел останки летчика.
"По найденным документам удалось определить, что это был молодой человек немного за 20 и это был его второй бой. Они летели охранять железную дорогу между Клином и Тверью. Его подбили, он два раза пытался спасти самолет — вытянуть его из штопора — и не смог, — рассказывает Сергей. — После этого поиска у меня было чувство, будто я нашел кого-то из близких".