Система бронирования авиакомпаний – это платформа или приложение, которое выступает «посредником» между перевозчиком и пассажиром. Такая система «помнит» всю основную информацию – расписание рейсов, тарифы, все бронирования и регистрации билетов. Помимо содержания данных, система бронирования взаимодействует и делится информацией с глобальными дистрибьюторскими системами (GDS). Именно благодаря этому туристические агентства и различные сайты-посредники предлагают услуги по бронированию авиабилетов в режиме реального времени. Такие глобальные системы, при всей своей технологичности, на самом деле не новинка. Одна из первых GDS начала свою работу еще в 1960 году и существует до сих пор под маркой Sabre. Другим крупнейшим GDS сегодня является Amadeus – в год через них проходит почти полмиллиарда бронирований.
При этом некоторые авиакомпании обходятся без GDS, используя собственные решения и разработки, осуществляя продажи через свои сайты. На фоне всеобщей тенденции на «прямой» подход в работе с пассажиром в конце 2011 года в России началась разработка автоматизированной информационной системы (АИС) «Леонардо».
Официальный запуск «Леонардо» состоялся в 2014 году. В течение первых двух лет работы на российскую систему перешло большинство отечественных авиакомпаний. Процесс ускорился в 2019 году после выхода постановления Правительства РФ о необходимости локализовать в России системы бронирования с целью снижения зависимости от иностранного программного обеспечения.
До недавнего времени крупные российские авиакомпании пользовались услугами в основном иностранных провайдеров, в числе которых и американский Sabre, и испанский Amadeus. Однако после введения западных санкций данные компании расторгли дистрибуторские отношения с «Аэрофлотом». Конечно, какого-то значительного урона отрасль не получила – авиакомпания потеряла лишь один из каналов продажи билетов. Более страшный сценарий – отключение инвенторных систем, где хранятся все данные о работе авиакомпании. По сути, это база данных, в которой авиаперевозчик ведет свой внутренний учет.
В августе этого года на правительственном уровне были определены требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (АИС ОВП). Чтобы никакие санкции не смогли помешать работе, а данные пассажиров оставались в сохранности, в системе должно использоваться только российское программное обеспечение, а ее базы данных и серверы будут находиться исключительно на территории России. «Исключительные права на АИС ОВП должны принадлежать либо государству, либо организации, среди учредителей и руководителей которой нет иностранцев или россиян с двойным гражданством. Кроме того, автоматизированная система и все ее элементы не должны иметь функций принудительного обновления и управления из-за рубежа», – говорится в постановлении Правительства РФ.
Госкорпорация Ростех еще в 2020 году предложила свое решение для ускорения этого процесса. Ее дочерние компании «РТ-Транском» и «РТ-Проектные технологии» в сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения «Сирена-Тревел» готовы оперативно перевести отечественных авиаперевозчиков на российскую систему «Леонардо», которая ничем не уступает иностранным аналогам.
Российская система бронирования изначально предполагала два варианта. Первая опция имеет ввиду постепенный, плановый переход авиакомпаний. Второй вариант – резервный – для экстренного подключения (до 24 часов), что поможет обеспечить стабильную работу отрасли в случае крайней необходимости.
Не разбирая подробно технические характеристики и устройство «Леонардо», можно отметить, что эта система обладает всем традиционным набором опций, что и ее предшественники, но при этом существенным плюсом является сильный уровень защиты персональных данных. Ну, а в качестве бонуса для самих авиакомпаний – не нужно покупать иностранные лицензии, что позволит сократить издержки.
Сегодня АИС «Леонардо» пользуются 68 компаний, из них 50 – российских с суммарным объемом перевозок около 45 млн пассажиров в год. Отметим, что «Леонардо» может сотрудничать с различными типами авиакомпаний, в том числе и международными – решения системы построены по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
На данный момент «Леонардо» уже используют такие отечественные авиакомпании, как Red Wings, «Аврора», «Ямал», «Ютэйр», «Алроса». В июне 2022 года к этому списку присоединилась «Победа», а в октябре – «Аэрофлот», который ранее использовал американскую платформу Sabre. 29 октября национальный авиаперевозчик начал регистрацию пассажиров в отечественной системе бронирования. Все технические работы по переходу никак не повлияли на деятельность – рейсы выполнялись по расписанию, а пассажиры ничего не заметили.
С переходом российских авиакомпаний на отечественные системы бронирования поздравил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин во время посещения Международного форума и выставки «Транспорт России». «Это очень непростая работа. И я хочу вас поздравить. Потому что, на самом деле, переход мы ожидали достаточно давно», − подчеркнул премьер-министр, отметив работу отечественных компаний, в частности Госкорпорации Ростех, в этом направлении.