Запрет предвидели
Турция с 1 ноября запретила летать через свое воздушное пространство российским самолетам с двойной регистрацией, то есть зарегистрированным в двух юрисдикциях, например в России и на Бермудских островах или в Ирландии.
Через несколько дней был опубликован комментарий генерального директора туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной. Она рассказала, что теперь российским самолетам, которые летят, например, в Египет, приходится облетать Турцию, из-за чего продолжительность полета выросла на 20–30 минут. Впрочем, на цену туров это не повлияло.
Объяснение вызвало вопросы у пассажиров, собирающихся в Турцию, — они вспомнили резкий скачок цен после объявления частичной мобилизации, когда перелет в одну сторону дорожал в течение дня несколько раз. Как в конце сентября объясняли Forbes туроператоры, Турция была безусловным лидером продаж — на нее приходилось 64% от всех проданных за рубеж туров, Египет — 21%, ОАЭ — 7%. По состоянию на 15 ноября стоимость билета Москва-Стамбул в экономклассе на 30 ноября на сайтах-агрегаторах начиналась с 11 060 рублей.
Подгорная из Pegas Touristik уверена, что в этот раз проблем с полетами в Турцию не будет. Ситуацию с запретом пролета через воздушное пространство этой страны предвидели, и российские перевозчики поставили на эти маршруты только те самолеты, которые находятся во владении отечественных компаний и зарегистрированы в российском реестре, рассказала она Forbes.
Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис», одного из крупнейших российских консолидаторов по продаже авиа- и железнодорожных билетов, подтверждает: «Мы теперь летаем в Турцию и в другие страны, как правило, на самолетах с единственной регистрацией. А наш авиафлот [импортных самолетов], который и выкуплен, и застрахован, и находится [только] в российской регистрации за последние шесть месяцев увеличился в три раза... Та часть самолетов, которая имеет двойную регистрацию, выполняет рейсы или по безопасным маршрутам и странам, или внутри России».
Источник Forbes в Росавиации заверил, что летающие в Турцию российские воздушные суда иностранного производства имеют только отечественную регистрацию. Пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов подтвердил, что национальный перевозчик летает «в Турцию и Египет на самолетах с российской регистрацией». При этом он подчеркнул: «Чтобы летать в Турцию или Египет, самолеты должны быть [окончательно] выведены из Бермудской регистрации. Те борта, которые [у нас] летают в Турцию и Египет, выведены и находятся исключительно в российском реестре».
Бермудская проблема
В мае Китай закрыл свое воздушное пространство для импортных самолетов российских воздушных компаний, зарегистрированных в двух юрисдикциях. Их эксплуатанты, отечественные авиакомпании, не смогли доказать, что эти воздушные суда не только включены в российский реестр, но и официально сняты с иностранной регистрации.
Forbes рассказывал о том, что 15 июня входящая в структуру ООН Международная организация гражданской авиации ICAO выпустила специальный закрытый бюллетень по поводу российских воздушных судов. Суть документа в том, что российские самолеты зарегистрированы в реестрах нескольких стран, поэтому возникала проблема с действительностью лицензий на их радиооборудование и сертификаты летной годности.
По словам официального представителя ICAO Энтони Филбина, организация усмотрела здесь нарушение Чикагской конвенции в том, что воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве. После начала «спецоперации»* на Украине и введения против России западных санкций управление гражданской авиации, например, Бермудских островов, где было зарегистрировано 745 самолетов, приостановило сертификаты их летной годности. Приостановила отношения и Ирландия — другая страна массовой регистрации российских воздушных судов. После этого Россия перевела свои самолеты в отечественную регистрацию, и регистраций оказалось две — западная и российская.
В апреле министр транспорта Виталий Савельев рассказывал, что в России «сформирован пул, 193 машины, из которых 148 — SSJ (Sukhoi Superjet), а остальные — это иностранные машины, которые <...> являются собственностью наших авиакомпаний, зарегистрированы в российском реестре изначально, и мы считаем, что на эти 193 машины мы можем рассчитывать [в полетах за рубеж]».
В сентябре российские авиакомпании «дебермудизировали» 87 самолетов иностранного производства, сообщал в письме перевозчикам исполняющий обязанности директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Дмитрий Степанко. К этому времени Utair сняла с регистрации на Бермудах 27 импортных самолетов, «Аэрофлот» — 17, «дочка» «Аэрофлота», «Россия», — 5, S7 Airlines — 6, «Ямал» — 3, Red Wings — 3, Azur Air — 3, региональный «ЮВТ Аэро» — 7, бизнес-оператор «Русджет» — 3.
По состоянию на конец сентября 1218 из 1288 самолетов российских авиакомпаний были зарегистрированы в отечественном реестре, докладывал замминистра транспорта Игорь Чалик. Сколько из них все еще входят одновременно в бермудский и ирландский реестры, чиновник не сообщил.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.