Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поймать "дракона": зачем США превращают транспортники в бомбардировщики


13 ноября 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


В первых числах ноября этого года над Норвежским морем силы специальных операций США демонстративно провели испытания новейшей американской ракетной системы Rapid Dragon («Быстрый дракон»). Она предназначена для запуска по наземным целям крылатых ракет AGM-158 JASSM с обычных военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III или C-130J Hercules. В том, на что способен такой комплекс и есть ли у России возможность ответа на этот проект, — разбирались «Известия».

Крылатый оборотень

США удалось впервые успешно испытать ракетную систему класса «воздух–земля» с высокоточными крылатыми ракетами, которая может применяться буквально с любого военно-транспортного самолета, оборудованного для десантирования универсальных контейнеров. Причем разработана она была всего за 24 месяца: с декабря 2019-го по декабрь 2021 года. По заказу американских военных ее создала компания Lockheed Martin при непосредственном участии научно-исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory).

Как это работает? Крылатые ракеты погружаются в специальный контейнер — сразу по четыре, шесть или девять единиц в один. Он оборудован парашютом и несложной электроникой. Контейнеры грузят в транспортный самолет, который отправляется к границам потенциального противника. При выходе на рубеж пуска боеприпасы получают сигнал на включение своей «умной» начинки и автоматически понимают, где они находятся. Благодаря спутниковой системе навигации каждый самостоятельно определяет свои координаты и начинает отслеживать их изменения.

Далее в системы наведения ракет вводятся координаты и данные целей. Самолет открывает свою десантную рампу и сбрасывает контейнеры с ракетами. У каждого контейнера раскрывается парашют. Затем начинается самое главное — ракеты по очереди «выпадают» из контейнера. После нескольких мгновений вертикального падения у них раскрываются крылья, ракета запускает двигатель и переходит в горизонтальный полет к намеченной цели.

Заявляется, что один транспортный самолет среднего класса С-130 может доставить 20 ракет, а более грузоподъемный C-17 — 60–70 штук. До момента пуска он не будет ничем отличаться от обычного транспортника. Что могут сделать 60 ракет-«невидимок» JASSM? Их достаточно, чтобы прорвать даже сильную систему противовоздушной обороны и поразить 20–30 целей.

Что из себя представляет крылатая ракета типа JASSM? В базовой версии AGM-158А с массой около 1000 кг ракета с обычной неядерной боевой частью может пролететь до 370 км. В системе Rapid Dragon используется более современная модификация AGM-158В JASSM-ER с дальностью действия уже в 1000 км.

Через пару лет планируется завершить испытания новой модели — JASSM-XR (Extra Range). При увеличенных габаритах и массе она будет способна поражать цели на дальности до 1900 км.

Особенность всех ракет семейства JASSM в том, что они выполнены с максимальным соблюдением канонов радиолокационной незаметности и обладают высокоточной системой наведения. Она сочетает в себе наведение по координатам с использованием автономной инерциальной системы управления и спутниковой навигационной, а также инфракрасной системы наведения. Такая комбинация в теории позволяет отслеживать даже перемещающиеся цели.

Это уже достаточно массовая ракета, которая может применяться практически любыми ударными самолетами: F-16, F-15, F-35, B-1B, а также стратегическими бомбардировщиками B-2 и B-52H. Более 2000 ракет JASSM разных модификаций находится в распоряжении ВВС США. Проникающая боевая часть JASSM массой 450 кг позволяла этим ракетам уничтожать одним попаданием углубленные под землю бетонированные бункеры руководителей Исламского Государства (запрещенная в России террористическая организация). Конечно, такие характеристики превращают систему Rapid Dragon в крайне опасный комплекс вооружения.

Возможная необходимость

Долгое время из-за своих характеристик JASSM имел мало конкурентов за рубежом. Но представленная несколько месяцев назад российская ракета Х-69 по своей сути является аналогом американского боеприпаса. Она также может применяться массированно. Система управления наверняка позволяет переводить ракету в состояние управляемого полета из свободного падения. Здесь нет ничего нового для ракетчиков. Остается только решить вопрос с «контейнеризацией», а парк военно-транспортной авиации у российских военных также обширен. Поэтому вопрос лишь в целесообразности ответных мер и создания такого комплекса. Технических преград для этого нет.

У отечественных создателей систем ракетного вооружения есть богатый опыт разработки авиационно-ракетных комплексов со сбросом с транспортных самолетов. В 1970 году была начата проработка проекта размещения компактных баллистических ракет для подводных лодок Р-27 на специально переоборудованных самолетах-носителях авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р «Антей». Каждый такой самолет-носитель должен был запускать четыре баллистические ракеты с мегатонными термоядерными зарядами на дальность до 2500 км. Проект так и остался на бумаге, но если бы была такая военная необходимость, нет сомнений, что его можно было реализовать.

В 1980-е годы Государственный ракетный центр имени Макеева в Миассе прорабатывал проект «МАРК» по созданию комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой Р-29РМ и самолетом-носителем Ан-124 «Руслан». С использованием наработок этого проекта в конце 1980 – начале 1990-х годов шли активные работы по гражданскому космическому проекту «Воздушный старт». Фактически в позднем СССР была отработана технология размещения компактных межконтинентальных баллистических ракет на самолетах транспортной авиации с возможностью прицельного применения.

Если уж в СССР научились запускать с самолетов достаточно тяжелые баллистические ракеты, то реализовать подобные технологии на современном уровне развития систем наведения и электроники для актуальных крылатых ракет воздушного пуска проблем нет. Нужна только всесторонняя оценка необходимости такого проекта, постановка задачи и приказ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer