Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный фонд: расходы авиакомпаний за навигацию могут вырасти на 80 млрд


6 октября 2022 года Максим Талавринов, Анастасия Львова, Известия


У авиакомпаний могут резко вырасти расходы на аэронавигационное обслуживание полетов по России. С 1 ноября российские перевозчики будут платить за эти услуги на 60% больше, а иностранные — на 40%. С 1 апреля 2023-го для тех и других компаний навигационное обслуживание подорожает еще на 10%. В результате затраты перевозчиков в следующем году могут увеличиться почти на 25 млрд рублей, а за три года — на 80 млрд. Решение повысить ставки аэронавигационных сборов принято правительством для поддержки подконтрольной Росавиации Госкорпорации по организации воздушного движения. Ей авиакомпании платят за метеорологическую, радиотехническую и другую необходимую для полета информацию. Эксперты при этом не прогнозируют резкого роста стоимости авиабилетов.

Двойной взлет

Аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве страны может подорожать на рекордные 70% для российских авиакомпаний и на 50% — для иностранных. Это произойдет в два этапа: с 1 ноября будут повышены ставки сборов на 60% для российских перевозчиков и на 40% — для зарубежных (они оплачивают услуги в долларах), а с 1 апреля 2023 года — еще на 10% для тех и других. Такое решение приняло правительство, сообщил источник «Известий», близкий к кабмину.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов, курирующий транспорт в кабмине, поручил ФАС, Минтрансу и Росавиации повысить ставки сборов в конце сентября. «Известия» ознакомились с копией документа. ФАС на портале проектов нормативных актов уже опубликовала проект приказа с двухэтапным повышением ставок сборов за аэронавигацию, до 11 октября он проходит антикоррупционную экспертизу.

В пресс-службе кабмина рекомендовали «Известиям» обратиться с запросом в ФАС. В антимонопольной службе отметили, что документ был разработан во исполнение поручений правительства.

Спасательный круг

Дополнительные расходы российских авиакомпаний в связи с резким подорожанием аэронавигационного обслуживания полетов могут составить 40 млрд рублей до конца 2025 года, а летающих в Россию иностранных перевозчиков — примерно 44 млрд. Это следует из трехлетнего бюджета подконтрольной Росавиации Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД), которая является получателем аэронавигационных сборов (документ есть у «Известий»). За ноябрь–декабрь затраты российских перевозчиков на навигацию увеличатся на 0,8 млрд рублей, в 2023-м — на 11 млрд, а в последующие два года допрасходы составят по 14 млрд рублей.

Перевозчики платят ГК по ОрВД за метеорологическую, радиотехническую и другую информацию, необходимую для полета. Для госкорпорации эти сборы — основной источник дохода. С 2020 года он начал падать из-за пандемии COVID-19 и снижения интенсивности полетов в российском воздушном пространстве — на 41 млрд рублей за два года. Тогда предприятие поддерживало свою деятельность за счет ранее накопленной финансовой подушки.

С марта 2022 года произошло сокращение числа международных полетов, в том числе транзитных, приносящих основную выручку. Тогда страны ЕС и присоединившиеся к ним государства ввели запрет на использование их воздушного пространства российскими авиакомпаниями, в ответ РФ ввела зеркальные меры. В результате в 2022 году аэронавигационные доходы упадут еще на 20 млрд рублей, следует из бюджета ГК по ОрВД.

Представитель ФАС объяснил, что повышение ставок поспособствует обеспечению программы поддержки организации, а также сохранению рабочих мест авиадиспетчеров, что позволит обеспечить регулярность и безопасность полетов гражданской авиации.

— Предлагаемая службой индексация подготовлена с учетом антикризисных мер и оптимизации расходов, осуществляемых ГК по ОрВД, а также субсидирования. Решение позволит не допустить кассового разрыва между доходами и расходами предприятия, который был вызван снижением в 2020–2022 годах интенсивности полетов воздушных судов иностранных пользователей в воздушном пространстве РФ, — пояснил представитель ФАС.

Другая мера поддержки госкорпорации — прямые субсидии. В сентябре правительство уже выделило предприятию 15 млрд рублей. Еще по 5 млрд может быть перечислено в октябре и ноябре, а в 2023 году — дополнительно 12 млрд рублей, сообщил «Известиям» источник, близкий к кабмину.

Сдержать рост

В среднем с ноября составляющая расходов авиакомпаний на аэронавигационное обслуживание полетов по России в расчете на одного пассажира увеличится примерно на 60 рублей, сообщил «Известиям» аналитик в крупном перевозчике. При этом стоимость авиабилетов не должна вырасти больше чем на 10–20 рублей, сказал близкий к правительству источник «Известий» со ссылкой на оценку ФАС. Представитель службы не стал комментировать эти цифры.

Повышение ставок сборов с ноября на 60% и далее с апреля 2023 года еще на 10% будет сопоставимо с ростом стоимости перевозки примерно на 2%, указал источник в крупной авиакомпании. Однако, по его словам, российские перевозчики в нынешних условиях, особенно в преддверии низкого сезона, не смогут компенсировать расходы на аэронавигацию за счет увеличения стоимости билетов для пассажиров. В результате подорожание приведет к снижению финансовых показателей авиакомпаний, пояснил он.

— Мы не можем переложить рост расходов на клиентов — платежеспособность низкая. Поэтому они будут компенсироваться за счет прибыли. Если ее не будет, то авиакомпания начнет сокращать рейсы, что приведет к снижению аэронавигационных сборов, — сказал собеседник «Известий» в другом крупном перевозчике.

Доля расходов на аэронавигацию в допандемийные годы составляла порядка 4–5% от операционных расходов авиакомпаний, сейчас она принципиально не изменилась. Соответственно, рост одной этой статьи не приведет к драматическому удорожанию билетов, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

— Вряд ли повышение ставок аэронавигационных сборов даже на 60% приведет к резкому подорожанию стоимости билетов. Авиабилеты дорожают не линейно (поднял сбор — повысились цены), они дорожают там, где есть высокий спрос на полеты, — согласен главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, рост издержек в среднесрочной перспективе в целом ведет к увеличению цены, но с учетом доли сборов в стоимости перевозки это изменение не будет значительным. Эксперт добавил, что сегодня авиакомпании получают существенную государственную поддержку по другим статьям, что в значительной мере позволяет им сдерживать индексацию билетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer