Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летным путем: авиакомпании РФ нарастили пул «чистых» импортных самолетов


5 октября 2022 года Анастасия Львова, Максим Талавринов, Известия


Российские авиакомпании вывели из иностранных реестров 87 импортных самолетов, следует из письма Минтранса перевозчикам и данных источников «Известий». Это вдвое больше, чем было в марте, — тогда министр транспорта Виталий Савельев говорил о наличии 44 «чистых» зарубежных бортов. Большая часть выведенного из инореестров парка (31%, 27 штук) принадлежит Utair, 22 самолета — группе «Аэрофлот», шесть Boeing 737-800 — S7. «Победе» и «Уральским авиалиниям» не удалось снять с учета на Бермудах ни одного борта. Вывод самолетов из иностранных реестров означает, что эти машины можно использовать на рейсах за рубеж. Международный авиатрафик за январь–август превысил прогноз Минтранса, но эксперты говорят о необходимости наращивать «чистый» парк.

Сами учтем

Российские пассажирские авиакомпании дерегистрировали из реестра Бермуд уже 87 самолетов. Это следует из письма исполняющего обязанности директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Дмитрия Степанко в адрес перевозчиков от 8 сентября (копия есть у «Известий») и данных источников редакции в лизинговых компаниях.

По сведениям министерства, Utair выкупила у иностранных лессоров и европейской «дочки» «СберЛизинга» и сняла с регистрации на Бермудах 27 самолетов (Boeing 737 и Boeing 767). «Аэрофлот» дерегистрировал 17 машин (Boeing 777, Airbus A320 и А-330). Последние были выкуплены в мае из финансового лизинга, остальные модели принадлежат структурам российской «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) и «считаются» дерегистрированными из реестра Бермуд, уточнено в письме Дмитрия Степанко.

Еще пять Boeing сняла с учета на Бермудах «дочка» «Аэрофлота» авиакомпания «Россия». Три Airbus A321 «дебермудизировал» перевозчик «Ямал», один Boeing — NordStar, три Boeing 777 — Red Wings. Еще два Boeing сняла с реестра Бермуд чартерная авиакомпания Azur Air (по данным самого реестра, с регистрации было снято 14 самолетов этого перевозчика), один Boeing — «Газпромавиа». Местному перевозчику из Татарстана «ЮВТ Аэро» удалось снять с иностранного учета семь самолетов, бизнес-оператору «Русджет» — три борта.

Также «дебермудизированы» по состоянию на 3 октября еще шесть Boeing 737-800 S7 Airlines (принадлежат ГТЛК), убедились «Известия». Это подтвердил и источник в ГТЛК.

Выведенные из инореестров воздушные суда — это лишь 12% иностранного авиапарка РФ, который насчитывает 738 самолетов (согласно программе развития авиации до 2030 года). Все снятые с учета за рубежом самолеты зарегистрированы в российском реестре.

В конце марта министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что у авиакомпаний сформирован пул из 193 самолетов, которые могут и продолжают летать за границу. Это 148 российских Superjet 100, один Ту-204 и 44 Boeing и Airbus, говорил чиновник. Таким образом, «чистый» импортный парк РФ вырос за полгода на 43 самолета.

В пресс-службе Минтранса не ответили на запрос «Известий». Представитель S7 подтвердил, что во флоте перевозчика есть несколько самолетов, которые имеют исключительно российскую регистрацию и находятся в лизинге у отечественных компаний, они позволяют расширять международную полетную программу. В пресс-службе Azur Air «Известиям» подтвердили, что сегодня 14 их самолетов могут выполнять рейсы за рубеж. Представители других авиакомпаний не ответили на запросы редакции.

Двойная регистрация

После введения западных санкций против российской авиаотрасли перевозчики начали спешно перерегистрировать свои самолеты в реестр РФ. По последним данным Минтранса (на сентябрь), туда оформлены 1 218 из 1 288 летающих судов, в том числе отечественного производства. При этом львиная доля этих самолетов учтена и в Управлении гражданской авиации Бермудских островов (BCAA), и в российском реестре, то есть имеет двойную регистрацию. Но по правилам международной Чикагской конвенции учет судна в нескольких реестрах запрещен.

Входящая в структуру ООН Международная организация гражданской авиации (ICAO) в сентябре уже указала России на это нарушение, которое препятствует выполнению рейсов за рубеж.

Перевозчики еще весной и сами сталкивались с трудностями при полетах на судах с двойной регистрацией. iFly в конце мая не могла выполнять рейсы в Китай на таком Airbus. В июне под арест в Коломбо попал самолет «Аэрофлота» (принадлежит ирландской компании Celestial Aviation Trading). При этом позднее власти Шри-Ланки извинились за инцидент, назвав его «чудовищной ошибкой». В конце сентября трудности возникли у других бортов «Аэрофлота»: две машины не смогли выполнить рейсы Москва — Ереван и были перенаправлены в Минводы. В компании эту ситуацию не комментировали. Два источника «Известий» подтверждали, что проблема возникла из-за двойной регистрации лайнеров. Позднее «Аэрофлот» поставил на эти рейсы один из выкупленных Airbus A330 и Airbus, принадлежащий ГТЛК, следует из данных сервиса FlightRadar.

Международка приоткрывается

Снятые с учета в инореестрах самолеты перевозчики используют для запуска заново открывающихся международных направлений. S7 с конца сентября спустя полгода перезапустила рейсы в Анталью из Москвы; с конца октября полеты в Турцию возобновятся из Новосибирска. С весны перевозчик выполнял международные рейсы только в Киргизию и Таджикистан. «Аэрофлот» недавно объявил о запуске рейсов в Пхукет, Бангкок, Дубай и Коломбо.

Red Wings, которая весной предоставляла свои Boeing 777 под чартерные программы в Египет и Турцию, осенью запустит уже регулярные рейсы из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. АТК «Ямал» в сентябре начала выполнять рейсы из Домодедово в Анталью и Стамбул (большинство мест на них выкуплены туроператорами).

За первые восемь месяцев этого года авиакомпании перевезли на международных рейсах чуть более 11 млн пассажиров, следует из уточненных статистических данных Росавиации, с которыми ознакомились «Известия». Это на 8,5% ниже аналогичного периода 2021 года и уже выше прогноза Минтранса по этому сегменту перелетов на январь–август (9,2 млн человек) и на весь 2022 год (10 млн). Трафик на рейсах по России за восемь месяцев снизился сильнее — на 12,6% к 2021 году.

Аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова пояснила, что дерегистрировать из Бермудского реестра можно только выкупленные в собственность авиакомпаний самолеты, а также те суда, которые находятся в лизинге у российских компаний и банков.

— Последняя группа самолетов начала постепенно использоваться для международных рейсов начиная с июня-июля. Теоретически из реестра Бермуд можно вывести еще около 150 иностранных самолетов, которые находятся в лизинге у российских компаний, — отметила эксперт.

Пока же «чистого» импортного флота недостаточно для выполнения международных рейсов, уверена она.

— Дело даже не в количестве самолетов, а в дальности их полетов. Комбинация закрытого неба Европы и необходимости облетать юг РФ требует средне- и дальнемагистральников, а у нас основа парка, который может летать за границу, всё еще региональный российский Superjet. Для того международного трафика, который был в 2021 году, необходимо еще ориентировочно 250–300 самолетов, — добавила Елена Сахнова.

Некоторые страны, например Киргизия, не обращают внимания на двойную регистрацию российских самолетов, добавил главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. По его подсчетам, до пандемии COVID-19 за рубеж летало порядка 500 машин.

— Сегодня перевозчики при открытии новых международных направлений ориентируются на платежеспособный спрос и расстояние маршрута. Практически на любом направлении сейчас можно использовать самые вместительные суда, и они будут заполнены. А кому летать не на чем, может использовать экзотические способы — запуск аффилированных компаний в иностранной юрисдикции или лизинг советской техники,— заключил эксперт.

По словам руководителя практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислава Рикова, многие иностранные лессоры отказываются взаимодействовать с российскими авиакомпаниями из-за санкций, договорной процесс по дерегистрации идет медленно. Они придерживаются позиции, что перевозчики РФ нарушили договоры операционной аренды судов, зарегистрировав самолеты в российском реестре без согласия собственника. При этом авиавласти и аэропорты иностранных государств (в том числе дружественных стран) ориентируются на рекомендации ICAO при обслуживании авиакомпаний РФ, поэтому отечественным перевозчикам будет сложно дальше расширять международные программы полетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer