Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


100 лет ОКБ Туполева


22 октября 2022 года ОАК


22 октября исполняется 100 лет со дня образования опытно-конструкторского бюро, основанного великим отечественным авиаконструктором, ученым, организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым. 

Сегодня ПАО «Туполев» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.

Андрея Туполева по праву называют легендой отечественной авиации. Под его руководством были созданы военные и гражданские самолеты различного назначения, созданные с применением самых прогрессивных технологий своего времени. 

За вековую историю ОКБ Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых более 70 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолетах «Туполева» установлено более 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета, грузоподъемности.

«Андрей Николаевич Туполев и коллектив ОКБ его имени всегда олицетворяли  движение отечественного авиастроения вперед, во многом определяли его будущее. Мы чтим традиции лидерства ОКБ Туполева, применяем в работе всей Объединенной авиастроительной корпорации лучшие практики нашего легендарного ОКБ и делаем все, чтобы этот опыт, решения и инженерная культура продолжали развиваться и давать реальные плоды в будущем – при создании новейших образцов российской авиационной техники», - сказал генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.

Конструктор и его самолеты 

Биография Туполева как конструктора берет свое начало в 1909 году, когда он стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского и одним из его любимых учеников. Там Туполев участвовал в постройке небольшого планера, на котором в 1910 году сам совершил первый полет. 

В 1920-е годы Туполев начинает конструкторскую деятельность и создает первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. В октябре 1922 года при ЦАГИ была организована Комиссия по постройке цельнометаллических самолетов под председательством Туполева. Это событие стало началом истории будущего всемирно известного конструкторского бюро. В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2. Туполев активно продвигал идею делать самолеты из металла. В том, что за металлическими самолетами будущее, он смог убедить и руководство страны, благодаря чему началось их серийное производство. Он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин, тем самым создав перспективное направление развития мирового самолетостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития самолетов как военного, так и гражданского назначения.

До 1936 года были спроектированы и построены около пятидесяти типов самолетов, в том числе тяжелые серийные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1) и АНТ-6 (ТБ-3). На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США через Северный полюс.

Под руководством Туполева был создан Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Всего на фронтах Великой Отечественной войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров Туполева.

После окончания войны под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 - самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или «Белый лебедь», - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире. 

Конструкторское бюро Туполева всегда активно работало над прорывными проектами создания гражданских самолетов. По инициативе Туполева был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных лайнеров. Его появление в Лондоне во второй половине 1950-х годов вызвало настоящий фурор. 

В 1957 году был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный самолет Ту-114. Когда Никита Хрущев прибыл на нем в Америку, в аэропорту не сразу смогли найти трап, подходящий самолету-гиганту по высоте. Создание семейства пассажирских магистральных реактивных самолетов Ту-124, Ту-134 и Ту-154 способствовало широкому внедрению пассажирских авиационных перевозок в повседневную жизнь страны. 

Ту-154 стал самым массовым реактивным пассажирским самолетом отечественного производства. Ни один отечественный самолет не перевез столько пассажиров – на Ту-154 летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. Всего выпущено более 950 Ту-154 различных модификаций, около 150 из них было экспортировано в 15 стран мира.

В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолет, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено 5 успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе. 

Под руководством Андрея Николаевича был создан первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, ставший одним из легендарных технических достижений ХХ века.

Сегодня в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают перелеты первых лиц государства. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Сегодня на «Туполев» возложена ответственная задача - увеличение серии Ту-214 в интересах отечественной гражданской авиации.

При этом основное направление развития предприятия связано с укреплением обороноспособности страны. В числе приоритетных задач - выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, производство стратегического ракетоносца Ту-160, работа над перспективными проектами. 

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», входит в состав Госкорпорации «Ростех») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. Входящие в корпорацию предприятия выпускают самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые – Superjet 100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания авиационной техники. Генеральный директор ПАО «ОАК» - вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Борисович Слюсарь.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. В 2022 году отмечает 15 лет со дня основания. Объединяет порядка 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer