Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Над рейсами нависли блокировки. В авиакомпаниях готовятся к новым полномочиям Роскомнадзора


14 октября 2022 года Айгуль Абдуллина, Анастасия Гаврилюк, Коммерсантъ


Авиакомпании пытаются избежать обязательного согласования международных полетов с Роскомнадзором. Новые требования закона о персональных данных требуют запрашивать у регулятора разрешение на их передачу за рубеж. Речь идет, например, об информации о пассажирах и членах экипажа. Дополнительно осложняет ситуацию необходимость сбора данных об иностранных физических и юридических лицах, которые будут обрабатывать информацию. Авиаторы считают этот пункт фактически невыполнимым, а требования закона — избыточными.

Как выяснил “Ъ”, авиакомпании жалуются на изменения в законе о персональных данных, которые обязывают их получать разрешение Роскомнадзора (РКН) на передачу за рубеж информации о пассажирах и экипажах с 1 марта 2023 года.

Как отмечают собеседники в авиаотрасли, без согласия РКН они фактически не смогут совершать международные рейсы.

Минцифры подготовило проект постановления правительства с исключениями, в том числе для международных перевозок, однако они распространяются только на государственные или муниципальные органы. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила расширить действие исключений на всех перевозчиков. «Авиакомпании осуществляют международные воздушные перевозки, не являясь при этом госорганами»,— говорится в отзыве АЭВТ, с которым ознакомился “Ъ”. С аналогичным предложением выступил «Аэрофлот».

Однако в Минцифры пояснили, что не могут выходить за пределы формулировок закона. Корректировкой постановления изменить закон нельзя, поскольку федеральные законы обладают большей юридической силой, подтверждает юрист BGP Litigation Анастасия Мырсина:

«Даже если в данном постановлении обозначат конкретные компании, это не изменит положение дел: для того чтобы изменить положения самого закона, необходимо принять новый закон».

В АЭВТ и Минтрансе не ответили на вопросы “Ъ”. В «Аэрофлоте» лишь уточнили, что «предложение направлено на устранение возможных противоречий рассматриваемого проекта».

Авиакомпании уже входят в реестр операторов персональных данных РКН. В реестре содержится информация о том, какие данные перевозчики собирают о своих клиентах и сотрудниках, как хранят в РФ и передают за рубеж. В случае с пассажирами речь идет о ФИО, контактных данных, дате и месте рождения и информации о совершенном ими рейсе. Собеседник “Ъ” в другой крупной авиакомпании добавил, что передают данные, например, при бронировании гостиниц для членов экипажей и пассажиров в случае задержки рейса.

Согласно закону, все авиакомпании, которые летали за рубеж до вступления поправок в силу, могут до 1 марта просто уведомить РКН о том, что продолжат передавать данные в те страны, куда они совершали рейсы. Но прямое авиасообщение из РФ сейчас доступно только в 24 страны.

Поэтому с 1 марта перевозчики в случае расширения географии полетов (например, при снятии ограничений или пополнении парка отечественными самолетами) должны будут оформлять запрос в РКН.

Дожидаться подтверждения не нужно, если иностранное государство входит в перечень «благонадежных» стран (из списка конвенции Совета Европы о защите персональных данных или соответствующих ее требованиям). Для всех остальных государств, например для Египта, на рассмотрение дается до 15 суток. Ведомство может запретить передачу «в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства», а также «защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ и других ее интересов на международной арене».

В Роскомнадзоре “Ъ” сообщили, что уведомления подаются разово: и для стран, в которые компания летала до 1 марта, и для тех, в которые сможет полететь после. Во всех случаях авиакомпании «должны обладать информацией об иностранных организациях и госорганах, которым предоставлен доступ к персональным данным российских граждан».

В этом уточнении авиакомпании видят основную сложность.

Согласно закону, им придется предварительно получить у иностранных властей подтверждения о «мерах по защите передаваемых персональных данных», а также сведения об иностранных госорганах, юридических и физических лицах, которые могут иметь доступ к таким данным (наименование, ФИО, номера телефонов и почтовые адреса).

В авиакомпаниях отметили, что это требование фактически неисполнимо.

В РКН “Ъ” заверили, что поименного списка сотрудников иностранных компаний и госорганов не потребуется. Но в юридическом департаменте одной из авиакомпаний полагают, что без корректировки требований закона в ходе «правоприменительной практики» авиакомпании можно будет привлечь к ответственности «за любого нового сотрудника в иностранных аэропортах».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer