Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотник спешит на помощь: как дроны облегчают исследование Арктики


11 октября 2022 года Мария Коренкова, РБК


Зондирование земли, измерение толщины льда и спасение утопающих: что еще могут делать беспилотники в Арктике и почему они стали верными союзниками исследователей — рассказываем в материале

Арктика считается местом формирования климата всей Земли и она же — одна из самых неизведанных и неосвоенных территорий. Причин на то много: низкие температуры, удаленность от других континентов, непроходимые льды, плохая видимость в метель. Несмотря на эти сложности, Крайний Север уже долгое время привлекает исследователей со всего мира, а относительно недавно на помощь в освоении Арктики пришли беспилотники.

По общим оценкам, сегодня в России насчитывается 150-200 тыс. штук беспилотников, а в ближайшие 10 лет их количество увеличится в десятки раз. Компании-участники рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» разрабатывают, создают и внедряют беспилотные авиационные системы в различные отрасли экономики: сельское хозяйство, логистику и в том числе исследование Арктики.

«БВС незаменимы для уточнения данных космической ледовой разведки, определения скорости и направления дрейфа айсбергов и ледовых полей, а также для организации транспортного сообщения борт-земля, в особенности там, где отсутствует причальная инфраструктура», — отметили в пресс-службе ГК «Геоскан» (участник рынка AeroNet («Аэронет») Национальной технологической инициативы).

Разведка на коротких дистанциях

Толщина льда в Арктике местами может превышать 2 м. Недостаточная разведка поставит под угрозу живучесть ледокола, поскольку не каждое судно способно преодолеть такой толстый лед. Обычно для мониторинга арктических акваторий используются радиолокационные данные со спутников, но в российской космической группировке такие аппараты отсутствуют.

Центр компетенций НТИ «Искусственный интеллект» на базе МФТИ разработал комплексы с беспилотниками, которые могут осуществлять разведку на коротких дистанциях в 100-150 км.

В состав комплекса помимо самого беспилотника входят:

  • радиолокационная аппаратура;
  • ПО синтеза и обработки радиолокационных изображений;
  • средства для распознавания и прогноза ледовой обстановки;
  • система поддержки принятия решений.

Александр Родин, директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ:

«Мы разработали нейронные сети, которые анализируют данные радиолокаторов и считывают характеристики ледяных образований. Это нужно делать, потому что возраст, сплоченность ледяных образований, может повлиять на маршрут судна».

Помимо того, что беспилотники мониторят территорию и обрабатывают данные зондирования в режиме реального времени, они могут перевозить грузы массой до 15 кг.

Подобные разработки ведутся и в АО «НПП «Радар ММС». Малогабаритные радиолокационные станции Х-диапазона устанавливаются на борт воздушного судна. Они обеспечивают от 300 до 3000 км2 радиолокационной съемки за один вылет в зависимости от продолжительности полета носителя. В планах компании — дополнить комплекс ледовой разведки дистанционным измерителем толщины льда. К настоящему моменту уже создан опытный образец прибора, который хорошо справился с измерением толщины пресного льда с высоты 50 м — точность измерений составила 1 см.

Иван Анцев, исполнительный директор компании «Радар ММС»:

«Теперь перед нашими учеными стоит еще более амбициозная цель — адаптировать комплекс под морской лед. Дело в том, что соленый лед, в отличие от пресного, — это сложный диэлектрик, который помимо кристаллов льда включает в себя воздух, рассол и еще ряд других компонентов, что серьезно усложняет задачу по измерению его толщины».

Поиск и спасение даже в метель

В 2019 году компания SkyStream, участник рынка НТИ AeroNet, презентовала беспилотник SeaDrone. Его функционал варьируется от зондирования земли до спасения утопающих. В 2021 году он прошел испытания в Карском море. Несмотря на порывы ветра, которые достигали 18 м/с, и волны высотой до 1,5 м, беспилотник отработал безопасный взлет и посадку с палубы, провел операцию по поиску и спасению утопающих, а также взял пробы воды.

Вячеслав Барбасов, генеральный директор компании SkyStream:

«В 2023 году мы планируем задействовать SeaDrone в нескольких экспедициях. Основные задачи — маркирование айсбергов и мониторинг воды на предмет разливов нефти. Беспилотник также может осуществлять поиск и спасение утопающих. Он фиксирует, что человек находится за бортом, подлетает к нему, приземляется неподалеку или сбрасывает спасательный жилет».

С аналогичными задачами успешно справляется беспилотный комплекс «Геоскан 401». Беспилотники SeaDrone и «Геоскан 401» оснащены системами автоматической посадки, видеокамерами, тепловизорами и лидарами, с помощью которых они могут мониторить ледовую обстановку и устанавливать маяки на айсбергах.

Компания «Аэромакс» создала два гражданских беспилотных вертолета SH-450 и SH-750. Они могут находиться в воздухе 6 и 5 часов соответственно. Вертолеты осуществляют вертикальный взлет и посадку, что позволяет использовать их на труднодоступных участках и неподготовленных площадках.

«Беспилотники могут быть полезны для ледовой разведки и доставки спасательного оборудования, поскольку приспособлены к полетам в сложных метеоусловиях, в том числе и над водной поверхностью», — отметили в пресс-службе «Аэромакс».

Кроме того, «Аэромакс» производит целевые нагрузки для проведения ледовой разведки и поисковых работ. Гиростабилизированная оптико-электронная система устанавливается на борт беспилотника и помогает определить структуру, текстуру и физико-механические свойства снежного и ледяного покровов, а также провести подробную съемку рельефа поверхности льда.

Доставка грузов

Беспилотная авиационная система на базе воздушного судна БВС ВТ-440, разработанная компанией «Радар ММС», способна поднимать грузы до 100 кг.

Иван Анцев:

«В арктической зоне России (Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа) БВС ВТ-440 перевозит грузы, а БВС ВТ-45 проводит магниторазведку. Их функционал может быть практически любым — от поисково-спасательных работ до вскрытия ледовой обстановки, но эти два направления пока самые востребованные».

Научные цели

Арктика представляет очень большой научный интерес. Беспилотники могут отслеживать популяции рыб, медведей и других обитателей Крайнего Севера. В 2020 году беспилотный комплекс «Геоскан 401» использовался в совместной экспедиции Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, организованной Арктическим научным центром «Роснефти».

«Аппарат применялся для разведки, поиска лежбищ моржей и белых медведей, подсчета животных, изучения их состояния и поведения. Участники экспедиции проводили полеты БВС «Геоскан 401» на Больших Оранских островах — самой северной группе островов архипелага Новая Земля в Баренцевом море», — рассказали в пресс-службе «Геоскана».

Глава компании SkyStream отметил, что беспилотники могут быть полезны для экологических целей: отслеживания популяции животных и мониторинга общей экологической обстановки. Благодаря системам искусственного интеллекта SeaDrone может обнаружить мусор и разливы нефти.

Вячеслав Барбасов:
«SeaDrone отслеживает краснокнижных животных, например, белугу, синего кита, нарвала, белых медведей. Это необходимо как для фиксации данных о популяции зверей, так и для предупреждения о приближении акулы к судну или берегу, например. Техническое зрение позволяет беспилотнику обнаруживать мусор и состояние воды в море. Такой мониторинг — самый эффективный».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer