Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мал и не упал: создан двигатель для спутников с рекордной тягой


9 октября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые создали электрический ракетный двигатель с гораздо большей тягой, чем у зарубежных и отечественных аналогов. Устройство предназначено для установки на самые маленькие спутники — кубсаты. Благодаря нему аппараты смогут дольше держаться на орбите, а также менять траекторию. Эксперты отмечают, что наличие такой моторной установки снизит количество космического мусора на орбите — отслужившие свой срок аппараты смогут самостоятельно снижать высоту и сгорать в плотных слоях атмосферы. Ученые планируют испытать первый образец устройства уже в 2023 году.

Стремление к минимализму

Инженеры из Московского авиационного института (МАИ) разработали двигатель для космических аппаратов формата кубсат (CubeSat). Так называют искусственные спутники Земли, состоящие из одного или нескольких кубиков с габаритами 10 х 10 х 10 см при массе одного элемента не более 1,33 кг.

По своим характеристикам двигатель не имеет аналогов среди отечественных и иностранных разработок. Его суммарный импульс тяги (то, какое количество топлива нужно задействовать для достижения определенной скорости) превышает показатели других моторных устройств этого типа в десятки раз. Чем это значение больше, тем выше эффективность работы двигателя.

Сейчас на кубсаты двигатели практически не ставят — аппараты для этого слишком малы, а их источники энергии достаточно маломощны. Поэтому их просто выводят на орбиту на носителях, отпуская в свободное плавание. Однако наличие двигателя позволит значительно расширить области применения этих спутников и их длительность пребывания на орбите.

— Из-за наличия остаточной атмосферы на низких околоземных орбитах космические аппараты постепенно теряют высоту. Двигатель же позволяет скомпенсировать это, — сообщил инженер Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ Святослав Гордеев. — Он повысит срок активного существования малых космических аппаратов от нескольких месяцев до нескольких лет. Также он даст возможность изменять высоту орбиты в небольших пределах и управлять положением аппарата в группировке.

В новой конфигурации

Абляционные импульсные плазменные двигатели (АИПД), которые и взяли за основу разработчики, имеют относительно простую конструкцию, подходящую для малых космических аппаратов, однако им не хватает тяги. Инженеры из МАИ решили эту проблему. Обычно АИПД состоит из двух «трубочек», вставленных одна в другую. Это катод и анод, между ними располагается твердое рабочее тело, вещество под названием фторопласт. При подаче напряжения на устройство между катодом и анодом происходит искровой разряд, превращающий тонкий слой поверхности твердого рабочего вещества в плазму, которая с большой скоростью вылетает из двигателя, создавая тягу.

Проблема в том, что в такой конструкции скорость истечения плазмы, от которой зависит суммарный импульс тяги двигателя, сильно ограничена, как и запасы твердого рабочего вещества. В МАИ использовали иную конструкцию двигателя, при которой электроды выполнены в виде пластин, расположенных друг напротив друга, а твердое вещество — фторопласт — подается с боковых сторон между электродами. Такие конструктивные особенности позволили создать систему подачи твердого рабочего вещества и, таким образом, повысить суммарный импульс тяги в десятки раз.

— Суммарный импульс тяги нашего двигателя составляет 300 Ньютон (Н), умноженных на секунду (с), против 3,4 Н*с у одного из известных зарубежных аналогов, — заявил Святослав Гордеев. — Наш двигатель немного больше по объему, но у него выше и мощность. Но даже если привести разработанный нами и зарубежный двигатель к одной массе, окажется, что у нашего суммарный импульс всё равно существенно выше.

Разборки с мусором

Эксперты по достоинству оценили разработку инженеров и пожелали успехов в исполнении проекта.

— На мой взгляд, это очень перспективный двигатель, который в первую очередь поможет увеличить срок службы кубсатов, — считает ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Основными недостатками данных спутников являются маленький запас топлива и, как правильно выявили проблему авторы разработки, низкая тяга. Кубсаты имеют различного рода двигатели — от ионных до устройств на холодном газе.

В США в прошлом году был испытан двигатель с тягой 139 Н*с, так что двигатель, представленный инженерами МАИ, более чем в два раза превосходит зарубежный образец, добавил Мария Баркова.

Генеральный директор компании «Спутникс», эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Владислав Иваненко отметил, что оснащенные двигателями наноспутники будут способны самостоятельно удерживать свое положение на орбите, с их помощью космические аппараты могут занять и затем эффективно длительное время поддерживать необходимые позиции.

— Еще одна важная проблема, которую поможет решить новый плазменный двигатель, — проблема космического мусора, — добавил Владислав Иваненко. — Обычно наноспутники могут оставаться на орбите более десяти лет после завершения своей эксплуатации, прежде чем торможение о верхние слои атмосферы очистит от них околоземное пространство. Оснащенные двигателями наноспутники могут в конце своей жизни самостоятельно снизить высоту орбиты, тем самым в два-три раза сократив время до сгорания в верхних слоях атмосферы.

Специалисты уже изготовили и успешно испытали лабораторную модель узлов двигателя. Сейчас они ведут проработку конструкции всей двигательной установки с учетом ограничений по габаритам. Испытания двигательной установки планируют провести в 2023 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer