Транспортная комиссия Госсовета попросила правительство исключить дискриминацию при субсидировании авиаперевозок наименее социально защищенных слоев населения. Это следует из протокола заседания, с которым ознакомились «Известия». В этом году из бюджета в рамках одной программы субсидирования было выделено 5,8 млрд рублей для перевозки льготников и 5 млрд — жителей ДФО. Около 83% из этих 10,8 млрд рублей были распределены по маршрутам из Санкт-Петербурга и Москвы на Дальний Восток. При этом, например, на рейсы в Благовещенск с населением 226 тыс. человек выделили почти 1 млрд рублей, а перевозки в Читу, где больше 350 тыс. жителей, остались без дополнительного финансирования.
Достичь равенства
Комиссия Госсовета по направлению «Транспорт» попросила правительство исключить дискриминацию при субсидировании авиаперевозок наименее защищенных слоев населения. Речь о пенсионерах, инвалидах, многодетных семьях и гражданах младше 23 лет. Рекомендация зафиксирована в протоколе заседания комиссии «О развитии региональных и местных авиаперевозок» под председательством главы Бурятии Алексея Цыденова (копия документа есть у «Известий»). «Известия» направили запрос в аппарат руководителя региона.
«Обеспечить в целях совершенствования программы субсидирования перевозок наименее социально защищенных слоев населения (постановление правительства РФ от 02.03.2018 №215) необходимость реализации принципа пропорционального распределения на недискриминационной основе бюджетных средств на субсидируемые маршруты, исходя из заявок, поданных авиаперевозчиками, с учетом потребностей регионов», — сказано в рекомендациях комиссии Госсовета.
Минтранс внимательно проработает данные вопросы с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей авиаперевозчиков и общественных организаций, сообщил «Известиям» представитель министерства. В правительстве на запрос не ответили.
Обделить регионы
В 2021 году на программу субсидирования перевозок льготных категорий граждан было выделено 5,8 млрд рублей, на 2022 и 2023 годы запланирован тот же объем, говорили ранее в Минтрансе. Около 75% субсидий выделяется на маршруты из Санкт-Петербурга и Москвы на Дальний Восток, отмечал основной владелец и глава «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну (есть у «Известий»). Остальная часть — в Калининград и Крым.
В январе кабмин выделил дополнительно 5 млрд рублей для субсидирования перелетов жителей Дальнего Востока (с постоянной регистрацией) в Москву и Санкт-Петербург. Таким образом, всего на программу по обеспечению доступности воздушных перевозок для населения в этом году выделено 10,8 млрд рублей, из которых около 83% — на дальневосточные маршруты, сказано на сайте Росавиации.
При распределении дополнительных 5 млрд рублей Минтранс отобрал 21 маршрут и установил их очередность, в соответствии с которой должны были удовлетворяться заявки авиакомпаний: сначала из Москвы в Магадан, следом — в Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Благовещенск, Мирный, Нерюнгри, Певек, Полярный, Улан-Удэ, Читу, Якутск, далее — из Санкт-Петербурга, следует из постановления правительства. Но субсидии были выделены только на 11 маршрутов из Москвы. Певек, Чита и Якутск дополнительных бюджетных ассигнований не получили, следует из сообщения Росавиации.
По словам источника «Известий» в отрасли, почти 3 млрд из 5 млрд рублей пришлось на маршруты из Владивостока (1,1 млрд), Хабаровска (943 млн) и Благовещенска (913 млн) в Москву. Еще почти 1,5 млрд — из Магадана, Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского в столицу. Около 100 млн рублей выделили на рейсы из Улан-Удэ в Москву, добавил собеседник «Известий» в одной из крупных авиакомпаний. Таким образом, например, Чита с населением свыше 350 тыс. человек осталась без допфинансирования, тогда как Благовещенску с населением 226 тыс. человек достался почти 1 млрд рублей.
— Дополнительное финансирование распределялось в первоочередном порядке на те маршруты, билеты на которые были распроданы уже в январе 2021 года, — объяснил логику распределения допсубсидий источник «Известий».
Чувствительный вопрос
Кроме бюджетных ассигнований действует программа «плоских тарифов» у группы «Аэрофлот» на маршрутах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград. Затраты на ее реализацию в 2021 году составят более 10 млрд рублей, сказал на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока первый вице-премьер Андрей Белоусов.
— Льготные авиабилеты должны быть доступны для жителей всех дальневосточных регионов в течение всего календарного года, — заявил президент России Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 2 сентября.
Глава государства добавил, что речь идет об «очень важном, чувствительном для людей вопросе».
По словам Андрея Белоусова, программу субсидирования авиабилетов для всех категорий жителей Дальнего Востока в 2022 году планируется расширить с 11 до 21 маршрута.
— Мы сейчас договорились с Минфином о том, что на следующий год мы эту программу расширяем до 6,5 млрд рублей, — сказал первый вице-премьер.
При этом Росавиация на 2022–2024 годы запросила у кабмина 7,5 млрд рублей ежегодно для субсидирования авиаперевозок всех категорий граждан, зарегистрированных по месту жительства в ДФО.
Выделенных средств не хватает на всех желающих: по многим направлениям льготные билеты на год вперед раскупают уже за январские праздники, сказал замруководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Сафронов.
— Когда говорят о нехватке авиабилетов, это не означает, что Благовещенск летает за счет Читы или наоборот. Это означает, что заявки Росавиации, рассчитанные на год, поддерживаются Минфином не в полной мере и средств не хватает всем. При коммерческом тарифе у населения один уровень спроса на авиаперелеты, при субсидируемом — совсем другой, и очереди за льготными билетами будут сохраняться, пока сохраняется этот разрыв, — пояснил эксперт.
Сейчас суммы субсидий на пассажира фиксированы, а кратное превышение заявок авиакомпаний над лимитом выделенных средств косвенно свидетельствует о том, что перевозчикам выгодно работать на таких условиях, отметил Алексей Сафронов. По его словам, можно было бы поставить вопрос о ценовой конкуренции, как в госзакупках, когда договор заключался бы с авиакомпанией, предложившей при прочих равных условиях готовность летать за меньшую субсидию. Аналогичный механизм можно представить и в отношении тарифа для пассажиров — вводить наценки к льготному тарифу в пиковые сезоны, но эта мера должна рассматриваться с учетом общей социальной политики государства на Дальнем Востоке, добавил эксперт.