Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания


5 сентября 2021 Ольга Коленцова, Известия


Порошок базальта, смешанный с небольшим количеством полимера, позволяет отработать на Земле технологии возведения жилого модуля на Луне, рассказали «Известиям» ученые из Московского авиационного института. По их мнению, базальт больше всего похож на лунный грунт — реголит, из которого предполагается строить на поверхности спутника Земли. Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%, а полимера — всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке полимеров на Луну. Эксперты считают проект перспективным, хотя к материалу, который сделали исследователи, есть и нарекания.

Порошок базальта, смешанный с небольшим количеством полимера, позволяет отработать на Земле технологии возведения жилого модуля на Луне, рассказали «Известиям» ученые из Московского авиационного института. По их мнению, базальт больше всего похож на лунный грунт — реголит, из которого предполагается строить на поверхности спутника Земли. Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%, а полимера — всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке полимеров на Луну. Эксперты считают проект перспективным, хотя к материалу, который сделали исследователи, есть и нарекания.

Базальт и полимеры

Россия планирует осваивать Луну: полгода назад гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что корпорация отправит корабль с космонавтами на облет Луны в 2028 году, а высадка людей на поверхность спутника Земли намечена на 2030 год. Однако уже сейчас понятно, что масштабное исследование Луны станет реальностью только тогда, когда будет возможно создавать там жилые помещения.

Учитывая значительное расстояние между Землей и ее спутником, выгоднее всего, чтобы основным строительным материалом был тот, который не нужно специально доставлять на Луну, то есть лунный грунт — реголит. Однако, чтобы справиться со стройками на Луне, сначала нужно отработать эти технологии на Земле.

В Московском авиационном институте нашли земной аналог лунного грунта и на его основе создали материал, с помощью которого можно возводить здания. Этому посвящена работа, подготовленная на кафедре технологий композиционных материалов, конструкций и микросистем МАИ. В качестве имитатора лунного грунта был взят базальт. По мнению ученых, он больше всего похож на реголит. Его порошок был связан с помощью особо плотного полимера.

Один из авторов работы, выпускник МАИ Серафим Дегтярев, рассказал «Известиям», как будет происходить процесс работы с реголитом на Луне:

— Чтобы придать реголиту нужную форму и монолитность, его предварительно необходимо сплавлять или спекать. Для этого мы предлагаем использовать композицию из порошка реголита и порошкообразного полимера (полистирола), доставляемого с Земли. Полистирол обеспечивает материалу монолитность, герметичность, делает его относительно прочным, хотя сам по себе этот полимер хрупкий. Но он выдерживает низкие температуры, до минус 50 градусов по Цельсию, а максимальная его рабочая температура — 100 градусов. Кроме того, он не разрушается при радиоактивном воздействии, и получившийся материал в итоге обретет стойкость к космической радиации, от которой Луна никак не защищена.

Серафим Дегтярев подчеркнул, что аналог такого материала на Земле — это бетон. Он хрупкий на изгиб, зато прочный на сжатие.

По предположению авторов работы, из образовавшегося материала для начала можно будет построить рабочий модуль в кратере Луны. Там смогут жить и проводить исследования несколько человек.

Пока же ученые из МАИ, как уже было сказано, используют вместо лунного грунта базальт — и получают материал в виде брикетов шириной в сантиметр, толщиной в 4 мм и разной длины. Они темно-серого цвета — такие же, как реголит.

Считается, что вскоре большая часть ресурсов, необходимых человечеству, будет добываться из космоса.

— Основой служит порошок базальта, а полимер скрепляет его частички воедино, — рассказал «Известиям» Серафим Дегтярев. — Между крупными частицами базальта располагаются более маленькие, а полистирол, попадающий в поры гранул порошка, держит всё это вместе.

Исследователи плавили вещества при температуре 200 градусов по Цельсию и прессовали в цилиндрической пресс-форме, а далее установили прочностные характеристики образцов. Один из лучших по соотношению прочности и массовой доли базальта образцов выдерживал давление 70 МПа на сжатие и 15–17 МПа на изгиб. По характеристикам полученный материал аналогичен полимербетону — так называют бетоны, в которых цемент (связующее вещество) заменен полимерами. Полимербетон применяют для создания наливных полов, шпатлевок и грунтовок, а также декораций.

Предположим, что площадь модуля на Луне будет составлять 36 кв. м — примерно как размер большой квартиры-студии. Если исходить из имеющихся данных о скорости печати 3D-принтеров, то на создание такого модуля уйдет месяц-полтора.

Легче легкого

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили проделанную работу. Профессор НИТУ «МИСиС» Александр Громов подтвердил, что базальт действительно похож на реголит, поэтому использовать его в качестве имитатора лунного грунта вполне правомерно.

— Но в качестве связующего вещества можно было бы взять неорганическое вещество, например цемент, — отметил эксперт. — Он более радиационно стойкий, а это важно для построек на Луне. Полимер же при воздействии солнечных лучей все-таки становится более хрупким. Однако он легче цемента, поэтому авторы разработки балансировали между ценой доставки материала на Луну и свойствами.

— Выбор конкретного состава материала будет зависеть от целей, которые будут стоять перед строителями, и технологий, которые они решат применять, — пояснил профессор кафедры технологий композиционных материалов, конструкций и микросистем МАИ Николай Козлов. — Например, если из него станут делать кирпичи и строить из них — это одна технология. Если будут сразу возводить стену — другая. На мой взгляд, оптимально было бы применить 3D-принтер для возведения здания, так как на Луне будет не серийное производство, а разовая стройка.

По мнению ведущего научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, проект довольно перспективный, и к нему стоит присмотреться при реализации лунной программы.

— Конечно, если сравнивать с другими материалами, использующимися в строительстве, смесь базальта и полимера им проигрывает, — отметил эксперт. — Она примерно в два раза менее плотная, чем бетон, и в сотни раз «слабее» стали. Однако характеристики всё равно очень неплохие, и в условиях необходимости экономии массы подобный материал как минимум представляет собой интерес для такой цели, как возведение построек на Луне.

Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%. Соответственно, полимеров в нем всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке компонентов на спутник Земли. Ученые планируют изучить возможность создания нового материала с еще более низким содержанием полимера — до 3–5% от массы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer