Как стало известно “Ъ”, Росавиация запустит программу подготовки инспекторов по оценке летной годности воздушных судов. Учебный план составлен так, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют авиавласти Бермудских островов к своим инспекторам. Предполагается, что усиление штата экспертов повысит конкурентоспособность российского реестра воздушных судов. Однако в авиакомпаниях говорят, что без перевода всех процедур на английский, ускорения выдачи документов и признания их лизингодателями желающих добровольно регистрировать самолеты в РФ будет немного.
Минтранс направил на рассмотрение в авиакомпании предложения Росавиации по подготовке специалистов в сфере поддержания летной годности (инспекторов AID). Задача разработать учебный курс была поставлена по итогам совещания «о создании конкурентоспособных условий регистрации самолетов в госреестре РФ». С 2023 года регистрация новых ввозимых воздушных судов (ВС) должна стать обязательной. Действующий же флот перевозчики не торопятся регистрировать в РФ: из 1 тыс. эксплуатируемых в РФ самолетов более 700 числятся в бермудском и ирландском реестрах.
В письме замглавы Росавиации Алексея Новгородова (есть в распоряжении “Ъ”) отмечается, что программа подготовлена в соответствии с требованиями, которые бермудские авиационные власти предъявляют к квалификации и опыту работы специалистов в сфере поддержания летной годности ВС. «Все мероприятия проводятся с целью гармонизации процессов в области поддержания летной годности ВС со стандартами, принятыми в ICAO, для повышения уровня безопасности полетов и создания конкурентоспособных условий регистрации ВС в госреестре РФ»,— прокомментировали “Ъ” в Росавиации. Там добавили, что разработкой учебного курса занимается МГТУ ГА.
Вместе с тем, как отметил источник “Ъ” в одной из авиакомпаний, привлекательность иностранных реестров обусловлена скоростью и прозрачностью процедур, которые обеспечивает сравнительно небольшой штат сотрудников.
«Документооборот максимально упрощен и цифровизован, сертификаты выдаются за сутки, но главное, что ни у кого на рынке не возникает сомнений в компетенциях инспектора»,— говорит собеседник из компании из топ-10. По его словам, на международном рынке нет доверия к процедурам техобслуживания в РФ. Ряд источников “Ъ” в отрасли сходится в мнении о том, что для иностранных лизинговых компаний самолеты, зарегистрированные в РФ, превращаются в «серый актив». «Стоимость регистрации в офшорах — $30–40 тыс. (в России, по данным Росавиации, около $1,3 тыс.) — это копеечные затраты, если учесть, что актив остается чистым и востребованным на мировом рынке, тогда как новый борт за $50–100 млн после регистрации в России становится сомнительным и может потерять значительную часть своей рыночной цены»,— подчеркивает один из собеседников. По словам топ-менеджера другой авиакомпании, техническая документация и нормы летной годности у РФ «зачастую не стыкуются с нормами, принятыми в мире»,— например, речь идет об обязанности вести всю документацию на русском языке.
Как Росавиация подняла вопрос об обязательной регистрации иностранных самолетов в российском реестре с 2023 года
При наличии соответствующих инспекторов российский регистр сможет подтверждать летную годность ВС по требованиям EASA, отмечают в Red Wings. «Это будет способствовать международному признанию госреестра и повысит привлекательность России как юрисдикции для регистрации иностранных судов»,— полагают в компании. «В парке авиакомпании находятся иностранные самолеты, взятые в операционный лизинг на условиях, не позволяющих вносить их в российский регистр,— сказали “Ъ” в Smartavia.— Однако в случае замены флота или изменения договоров лизинга возможна регистрация в росрегистре при согласии лизингодателей».
В S7 отмечают, что перевод самолетов в госреестр предполагает внесение изменений в существенный перечень кодексов, федеральных законов и нормативных актов. «Если все это будет выполнено российскими властями должным образом, то отрасль сможет рассчитывать на успешную реализацию данного амбициозного проекта»,— заключили в S7.
Utair планирует перевести в госрегистр 24 Boeing 737–500 и Boeing 737–400. «Мы не боимся российского реестра в отличие от многих других перевозчиков. С точки зрения бюрократического оборота все так или иначе отлажено, нас устраивает и стоимость, и скорость процедур»,— заявил “Ъ” гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Он отметил, что проблемой остается обеспечение быстрого перехода из одного реестра в другой. Весь флот из 11 самолетов (два Airbus A321neo, остальные — Gulfstream и Falcon) зарегистрировала в РФ базирующийся в Пулково авиакомпания «Северо-Запад». Как сообщил “Ъ” ее гендиректор Владимир Саврасов, увеличению числа самолетов в отечественном регистре способствовала бы отмена налога на имущество для авиакомпаний.