Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Соната" для беспилотника


20 сентября 2021 года Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


ОАО «Летные испытания и производство им. В. С. Гризодубовой» в рамках ОКР «Соната» по заказу Министерства обороны РФ разрабатывает комплекс воздушной мишени, которая предназначена для имитации широкого круга воздушных средств нападения, летающих на высотах до 12 километров и в диапазоне скоростей от 250 до 850 киломметров в час. Тактико-техническим заданием предусмотрена имитация массового налета в виде строя из шести летательных аппаратов.

ОАО «Летные испытания и производство им. В. С. Гризодубовой» в рамках ОКР «Соната» по заказу Министерства обороны РФ разрабатывает комплекс воздушной мишени, которая предназначена для имитации широкого круга воздушных средств нападения, летающих на высотах до 12 километров и в диапазоне скоростей от 250 до 850 киломметров в час. Тактико-техническим заданием предусмотрена имитация массового налета в виде строя из шести летательных аппаратов.

Катапульта, проверенная веками

В рамках ОКР была разработана воздушная мишень 128У6, которая представляет собой небольшую крылатую ракету с турбореактивным двигателем. Старт должен характеризоваться малыми затратами и при этом обеспечивать массовый запуск мишеней.

Для взлета с земли летательных аппаратов (ЛА), построенных по самолетной схеме, требуется первоначальный разгон их до так называемой эволютивной скорости, когда аппарат может оторваться от земли и лететь самостоятельно. Для ЛА, имеющих большие дозвуковые скорости полета в интервале от 600 до 1000 км/час, а это все современные реактивные самолеты, крылатые ракеты или БЛА с турбореактивными двигателями, эволютивная скорость достаточно велика – для современных пассажирских самолетов она находится в пределах 200–230 км/час. При этом гражданские лайнеры имеют возможность трансформировать крыло с помощью различных закрылков, предкрылков, снижая таким образом взлетную и посадочную скорости.

Беспилотные летательные аппараты, крылатые ракеты такую механизацию не имеют, поэтому проблема разгона их до эволютивной скорости стоит весьма остро. Существует несколько способов наземного старта:

  • взлет по самолетному путем разгона на взлетной полосе;
  • взлет за счет создания избыточной тяги, превышающей вес БЛА с помощью пороховых ускорителей;
  • разгон летательного аппарата с помощью катапульты.

Для крылатых ракет применяется в основном пороховые ускорители, и это оправданно благодаря простоте и постоянной готовности к запуску. К недостатку можно отнести демаскирование места старта из-за дымового следа. Для БЛА, особенно многоразовых, применение пороховых двигателей для старта – дорогое удовольствие. Так, на воздушной мишени «Дань» твердотопливный ускоритель стоит около 700 тысяч рублей.

Поэтому получили широкое применение различные катапульты – на упругих элементах, пневматические, паровые, электромагнитные (рельсотроны). Все приведенные выше виды катапульт имеют внешние источники энергии и рельсовые направляющие, по которым движется разгоняемый аппарат.

Катапульты на упругих элементах используют чаще всего в качестве накопителя энергии резиновые шнуры. Имея достаточно простую конструкцию, данные катапульты используются только для разгона очень легких БЛА, имеющих малую эволютивную скорость. Это связано с малой энергоемкостью упругих элементов катапульты.

Пневматические катапульты достаточно эффективны для разгона БЛА и широко применяются в различных беспилотных комплексах. Однако они используют для разгона энергию сжатого газа, закаченную в баллоны высокого давления с помощью высоконапорных компрессоров, что само по себе небезопасно. Конструкция катапульты достаточно громоздкая и имеет малый ресурс агрегатов.

Паровые катапульты применяются на авианосцах. По сути это пневматические катапульты, использующие имеющуюся на борту энергию, вырабатываемую ходовыми паровыми котлами. Для запуска БЛА в сухопутных условиях их применение нецелесообразно.

Набирающие в настоящее время популярность электромагнитные катапульты имеют возможность управления ускорением ЛА, что очень важно для плавного и равномерного разгона пилотируемых самолетов. Для БЛА не столь критично изменение ускорения при разгоне, поэтому применение сложных и дорогих рельсотронов в комплексах беспилотных летательных аппаратов не оправдано. Все приведенные выше катапульты не приспособлены для группового запуска БЛА. Поэтому в мировой практике запуск беспилотников с турбореактивными двигателями осуществляется путем воздушного старта с авиационного носителя.

Примером могут послужить различного рода одноразовые радиолокационные ловушки (MALD, TALD и т. п.), широко применяемые в США с 90-х годов прошлого века. Но и желание использовать рой многоразовых беспилотников, имеющих большие дозвуковые скорости, имеет место. Известно, что в США активно развивается концепция так называемого летающего авианосца, который должен, по замыслу разработчиков, запускать с транспортных самолетов типа С-130 большие стаи беспилотников Х-61 «Гремлин», а после выполнения задания забирать их обратно на борт этого же самолета.

Роем беспилотников из миномета Пономаренко

Не вдаваясь в сомнительные стороны данной концепции, следует отметить, что пока в мировой практике доминирует воздушный способ запуска скоростных БЛА. В ОАО «ЛИИП» создан принципиально новый, не имеющий мировых аналогов способ запуска БЛА, использующих в качестве силовой установки турбореактивный двигатель.

Разгон летательного аппарата до скорости, достаточной для взлета, производится пусковой установкой, работающей по принципу миномета. Как любой классический миномет, пусковая установка не имеет никаких внешних источников энергии. Давление, необходимое для разгона аппарата по стволу, создается самим турбореактивным двигателем. Крылатая ракета устанавливается в стволе на уплотнительном пыже и фиксируется спусковым механизмом.

После запуска двигателя и вывода его на максимальные обороты газогенератор ТРД летательного аппарата через систему клапанов накачивает ресивер до давления около 1,7 атмосферы, после чего освобождается спусковой механизм и ракета разгоняется по стволу с перегрузкой до 30 g. После выхода из ствола пыж и пенопластовые ложементы отделяются, раскрывается крыло, и аппарат отправляется в полет.

Количество стволов, работающих на один ресивер, ограничивается допустимыми габаритами установки. На автомобильном шасси удалось разместить шесть стволов, и среди создателей он получил название «Орган».

Такой запуск имеет ряд заметных преимуществ по сравнению существующими способами. Во-первых, он малобюджетный. Стоимость расходных материалов, необходимых для запуска, не превышает 10 тысяч рублей.

Во-вторых, позволяет легко запускать группировки БЛА. Основное время занимает запуск шести двигателей дронов, которое составляет 3–4 минуты. После этого интервал между выстрелами не превышает 10 секунд. Поэтому шестиствольный миномет может за 4–5 минут выпустить рой из шести беспилотников.

В-третьих, способ и сама пусковая установка практически безопасны. Нет ни баллонов высокого давления, ни рвущихся тросов и тем более пороховых зарядов. Взрываться там просто нечему.

В-четвертых, запуск не создает демаскирующих признаков. Звук выстрела слышен как хлопок, а из ствола после выстрела в течение долей секунды выходят газы с температурой до 300о С.

Миномет имеет очень большой ресурс. В нем практически нет деталей, подвергающихся износу. В артиллеристских системах самым изнашиваемым элементом является ствол. В данном миномете по стволам разгоняются пенопластовые ложементы и пыжи, не наносящие серьезного урона внутренней поверхности. Время, когда на ствол действуют раскаленные газы, не превышает долей секунды. Поэтому ресурс даже трудно прогнозировать.

К недостаткам можно отнести большие габариты пусковой установки и особенно ее длину. Это обусловлено тем, что как во всякой пушке, начальная скорость определяется длиной ствола. Второй недостаток – это большое ускорение в стволе, доходящее до 300 м/с2. Под действие продольной перегрузки 30 g приходится рассчитывать всю начинку крылатой ракеты и турбореактивный двигатель. Но цена вопроса – простота запуска и другие преимущества данного способа – перевешивает все недостатки.

В настоящее время устройство прошло предварительные испытания в рамках ОКР. Проведено 8 успешных пусков крылатых ракет-мишеней 128У6 «Соната», подтвердивших простоту и безотказность способа.

Сеятель дронов

Концепция «летающего авианосца» вызывает сомнения

Создание стаи околозвуковых БЛА предполагается осуществлять с помощью воздушного старта из транспортного самолета С-130. Программа анонсируется как «Летающий авианосец». Процесс возврата должен осуществляться путем стыковки БПЛА с конусом, выдвигаемым из самолета-матки с последующим втягиванием аппарата в грузовой отсек транспортника специальным манипулятором.

Блестящая на первый взгляд концепция кажется идеальной с точки зрения создания стаи на неограниченном удалении от аэродрома и возврата их на самолет-матку в любом месте. Однако ближайшее рассмотрение приводит к удручающим выводам.

Во-первых, это уязвимость самого «Летающего авианосца». Транспортник в зоне боевых действий, даже без болтающихся на тросе конусов и манипуляторов, является отличной целью, а с гибелью самолета носителя вся стая БЛА обречена.

Ключевой слоган здесь – «вне зоны действия ПВО». При запуске беспилотников с высоты 3000 метров авиаматка должна находиться за 200 километров от ближайшего комплекса С-400. Таким образом, запущенные вне зоны действия средств ПВО беспилотники должны будут отмотать 200 километров до линии соприкосновения, прежде чем приступят к выполнению задания. А потом пролететь столько же назад до встречи с «летающим авианосцем». То есть реальная дальность полета «Гремлина» уже на 400 километров меньше заявленной.

Кстати, в различных источниках приводятся достаточно противоречивые сведения о ТТХ летательного аппарата «Гремлин». Указывается дальность полета от 500 до 1000 километров. Понятно, что если вычесть из этих данных 400 километров на обеспечение «вне зоны действия ПВО», то картина складывается не столь блестящая.

И последнее. Главная изюминка концепции «Летающего авианосца» – возврат летательных аппаратов на борт транспортного самолета на проверку оказывается фейком.

Сообщается, что за 0,5 часа будет возвращено на борт четыре БЛА. Во-первых, те, кто, когда-либо сталкивался с дозаправкой в воздухе, понимают, насколько это сложно даже для пилота, имеющего человеческий интеллект. Для бездушного автомата с «искусственным интеллектом» эта эквилибристика выглядит весьма сомнительно.

По сообщениям прессы, попытки пристыковаться к конусу на практике пока не удались. Но даже если стыковка будет отработана безукоризненно и заявленный темп возврата (4 ЛА за 0,5 часа) будет неукоснительно выдерживаться, легко подсчитать, что для затаскивания 20 БЛА потребуется 2,5 часа. Учитывая, что продолжительность полета дронов до 3 часов, сразу после запуска всей стаи нужно тут же забирать их по очереди обратно. И никакого намека на рой и выполнение задания где-то в отдалении. Просто запустил 20 штук и тут же начал их собирать назад. Иначе у последнего просто не хватит топлива на блестящий маневр возврата на матку. Реально на матку можно затащить 8 летательных аппаратов. Тогда на выполнение задания у «Гремлинов» останется хотя бы 2 часа. Но гонять большущий самолет из-за роя в 8 летательных аппаратов абсурдно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer