Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минниханов на взлетном поле: зачем президент Татарстана стал первым лицом "Туполева"


20 сентября 2021 года Олег Поляков, EurAsia Daily


Избрание председателем совета директоров концерна «Туполев» президента Татарстана Рустама Минниханова, состоявшееся 16 сентября, пока сложно воспринимать как поиск им некоего «запасного аэродрома» после завершения своего третьего и наверняка последнего срока во главе республики. «Туполеву» же появление в роли первого лица компании политического тяжеловеса дает основания рассчитывать на крупные оборонные заказы, которые будут выполняться главным образом на Казанском авиационном заводе.

Избрание председателем совета директоров концерна «Туполев» президента Татарстана Рустама Минниханова, состоявшееся 16 сентября, пока сложно воспринимать как поиск им некоего «запасного аэродрома» после завершения своего третьего и наверняка последнего срока во главе республики. «Туполеву» же появление в роли первого лица компании политического тяжеловеса дает основания рассчитывать на крупные оборонные заказы, которые будут выполняться главным образом на Казанском авиационном заводе.

Именно это предприятие давно и обоснованно считается наиболее перспективным звеном «Туполева», и Рустам Минниханов наверняка будет бороться за то, чтобы весь концерн в обозримом будущем получил новую прописку в Татарстане. Еще одна лоббистская интрига связана с тем, удастся ли «Туполеву» вернуться в программу строительства гражданских воздушных судов. Объективно, считают эксперты в области авиапрома, «Туполев» проиграл борьбу в этом сегменте еще больше десяти лет назад, когда производство нового пассажирского самолета, который должен был прийти на смену советскому Ту-134, выиграло КБ «Сухой». Однако это вовсе не означает, что руководство «Туполева» смирилось с поражением и больше не будет бороться за контракты и в этой нише.

«Мы хотим вместе с Объединенной авиастроительной компанией, „Ростехом“, с коллегами обеспечить эффективную работу авиационного комплекса в интересах нашего российского государства. У нас никаких других целей и задач нет. Спасибо за доверие», — прокомментировал Рустам Минниханов итог заседания совета директоров ПАО «Туполев», которое состоялось на базе Казанского авиационного завода (КАЗ) им. С. П. Горбунова, имеющего статус филиала авиастроительного концерна.

Первые предложения, с которыми новый глава совета директоров обратился к Сергею Чемезову, главе госкорпорации «Ростех» (в ее структуру входит «Туполев»), касались кадровых вопросов. Речь идет о том, чтобы организовать в Казани ряд новых образовательных структур для будущих работников авиапрома и других предприятий «Ростеха». По словам Сергея Чемезова, это позволило бы готовить кадры «для всего авиационного куста в Татарстане».

То обстоятельство, что совет директоров «Туполева» состоялся в Казани, а не в головном офисе концерна в Москве, в комплексе зданий на Набережной академика Туполева, зафиксировало давно сложившееся положение дел в компании.

«По сути, вся туполевская фирма уже мигрировала в Казань, где находятся авиазавод, выпускающий самолеты „Ту“, КБ при заводе, технический университет имени Туполева. И не в последнюю очередь есть амбициозные и ресурсоемкие проекты наподобие сверхзвукового самолета, которые Казанский авиационный завод очень активно продвигает на федеральный уровень при поддержке правительства Татарстана», — говорит один из ведущих российских авиационных экспертов, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

По его словам, в столице у Туполева, по большому счету, остался только маленький осколок от некогда огромного предприятия, который практически нежизнеспособен:

«Молодежь туда почти не приходит, старшее поколение уже почти ушло, с момента реализации крупных проектов прошло более 30 лет, особого технологического развития не происходит. Да, в Москве у „Туполева“ есть огромный опыт, наработки, выполняется авторский надзор, но если речь идет о создании совершенно нового самолета, московская фирма на это уже не способна. В Казани же за последние годы сформировалась более крепкая научно-производственная структура».

Так что, если КБ Туполева полностью мигрирует в Татарстан, вся компания от этого выиграет, потому что в Москве ей терять почти нечего, уверен Роман Гусаров. На поддержку руководства республики «Туполеву» теперь можно рассчитывать априори, а кроме того, добавляет эксперт, важно, чтобы разработчик находился рядом с производством и действовал совместно с ним:

«Невозможно, например, представить, чтобы заводы Boеing не подчинялись головному офису, а у нас такое происходит сплошь и рядом. Но сейчас выстраиваются новые вертикальные структуры, которые предполагают, что разработчик самолета несет всю ответственность в процессе его запуска в производство. Наверное, Татарстан за несколько десятилетий заслужил своими стараниями, чтобы вся фирма Туполева оказалась на его территории, но это подразумевает и полную ответственность и за проекты, которые будут ей поручены государством. Пока можно только догадываться об истинных мотивах предстоящего назначения Рустама Минниханова. Не исключено, что предполагается усиление позиций и статуса „Туполева“, предполагающее, что в руководстве компании должен появиться политический „тяжеловес“, который возьмет на себя определенную ответственность за поддержку предприятия и его обязательства».

Для Татарстана, добавляет известный военный аналитик Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, развитие промышленности — не только нефтедобывающей, но и высокотехнологичной — всегда было очень важным имиджевым моментом. Поддержка ведущих промышленных предприятий стала «фирменным стилем» руководства республики еще при ее первом президенте Минтимере Шаймиеве, а при Рустаме Минниханове эта линия продолжилась. После присоединения Крыма оборонная отрасль стала претендовать на нечто большее, чем просто один из секторов экономики, и в этом контексте активная работа руководства Татарстана в этом направлении более чем понятна, считает эксперт.

«Туполев», напоминает Руслан Пухов, специализируется преимущественно на боевых машинах, и сейчас расчет на увеличение госзаказа вполне оправдан, причем не только по непосредственной линии Минобороны, но и в смежных направлениях. Другое дело, уточняет аналитик, что соответствующий рынок очень мал:

«За пределами России нас никто не ждет, а туполевские машины, например, стратегические бомбардировщики, весьма специфичны и базируются на советском наследии, на котором невозможно ехать бесконечно. Возможность участия „Туполева“ в программах гражданского авиапрома в настоящее время чисто гипотетическая. Никакие связи Рустама Минниханова, на мой взгляд, не помогут „накачать“ „Туполев“ большими деньгами или принципиально увеличить рынок для его продукции. Так что решение сделать Минниханова главой совета директоров „Туполева“ выглядит запоздалым, причем неважно, где в дальнейшем будет прописан концерн — в Москве или в Казани».

Реализовать на «Туполеве» какие-то новые проекты, в первую очередь по стратегической и боевой авиации, в Казани будет непросто, потому что не хватает опыта, но если подойти к этому с умом, ничего невозможного нет, считает Роман Гусаров. В качестве недавней аналогии он приводит КБ «Сухой», которое в советские времена никогда не проектировало гражданские самолеты, но затем с этой задачей справилось. «Суперджет», напоминает эксперт, летает уже десять лет — можно долго спорить о том, хороший это самолет или плохой, но гораздо важнее то, что китайцы или японцы нечто подобное создать так и не смогли.

Оставил ли «Туполев» свои амбиции в гражданском авиапроме, возможно, станет понятно уже в ближайшем будущем. Сейчас, считает Роман Гусаров, «Туполева» никто не рассматривает в качестве создателей гражданских самолетов — но это не означает, что концерн прекратит попытки бороться за этот сегмент.

«В свое время именно Казанский авиазавод внес немалый вклад в проект Ту-334, вместо которого полетел „Суперджет“, а сейчас у „Туполева“ есть идея производить сверхзвуковой бизнес-джет — правда, для нее еще нужен заказчик наподобие шейхов с Ближнего Востока. Конечно, Ту-334 и Ту-324 и другие подобные проекты уже морально устарели, тратить силы на их реинкарнацию нет смысла, но нельзя исключать, что Рустам Минниханов будет продвигать эти проекты, потому что они в интересах казанского завода», — считает эксперт.

Хотя объективно, по мнению Гусарова, в гражданском сегменте российского авиапрома нет той ниши, где «Туполев» сегодня мог бы себя предложить. Новый региональный самолет уже создан — это «Суперджет»; в среднемагистральном сегменте есть МС-21, который уже находится на завершающей стадии, и его еще нужно обеспечить заказами. В широкофюзеляжных моделях «Туполев» не силен, на этот случай есть КБ Ильюшина, да и такой самолет уже создается — совместный с Китаем CR929.

«Россия не настолько богата, чтобы одновременно финансировать два-три одинаковых проекта в одной нише. Так что лучше концентрировать больше ресурсов на создание качественной техники усилиями разных предприятий, как это было с МС-21, в котором Казанский авиазавод тоже принимает участие», — резюмирует Гусаров.

Наконец, помимо лоббистских амбиций, которым еще, как говорится, надо взлететь, просматривается и ряд чисто политических аспектов назначения Рустама Минниханова в «Туполев» и возможного перебазирования концерна в Казань. Стоит напомнить, что нынешней весной элиты республики понесли, если можно так выразиться, тяжелую утрату: лидер татарстанской нефтехимии, холдинг ТАИФ, среди бенефициаров которого значатся сыновья Минтимера Шаймиева, вливается в структуру группы «Сибур» — в качестве заведомо младшего партнера. В обмен на контрольный пакет ТАИФа его крупнейшие акционеры получат лишь 15% объединенной компании, и многие комментаторы, в общем, не скрывали, что это объединение — вопрос большой политики. Лоббистский ресурс на федеральном уровне у «Сибура» гораздо выше — именно эта компания, как ожидается, больше всего выиграет от введения обратного акциза на ключевое нефтегазохимическое сырье — сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан — в обмен на инвестиции в расширение мощностей. Татарстанским предприятиям — входящим в структуру ТАИФа «Нижнекамскнефтехиму» и «Казаньоргсинтезу» — этот механизм тоже поможет развиваться, но уже в орбите и фактически под контролем «Сибура».

В этом контексте последние события вокруг «Туполева» предстают неким утешительным призом и для Татарстана, и лично для его президента, который, кстати, уже имеет большой опыт работы во главе совета директоров «Татнефти». На этот пост Рустама Минниханова в очередной раз переизбрали летом прошлого года, но не исключено, что срок его пребывания в этом кресле не продлится существенно дольше работы во главе Татарстана — все же по статусу должность председателя совета директоров крупнейшей региональной компании полагается президенту республики.

А вот во главе совета директоров «Туполева» Минниханов определенно сможет оставаться и после того, как рано или поздно сложит полномочия президента Татарстана (его третий срок завершается в 2025 году). Когда это произойдет, Рустам Минниханов, в этом году отметивший 64-летие, скорее всего, из группы политических «тяжеловесов» переместится в группу «мощных стариков». Для ее представителей статусная должность во главе совета директоров какой-нибудь крупной компании — один из распространенных сценариев завершения политической карьеры (достаточно вспомнить 80-летнего главу совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова или занимающего аналогичную должность в «Роснефти» 77-летнего экс-канцлера Германии Герхарда Шредера).

Правда, гипотеза, что новая должность Рустама Минниханова получена с прицелом на следующий этап его биографии после президентства Татарстана, вряд ли состоятельна, отмечает один из собеседников EADaily, пожелавший сохранить анонимность. По его мнению, «Туполев» — явно не уровень такого политического тяжеловеса: если бы в Кремле Минниханову готовили досрочную отставку с переводом «на хозяйство», его бы назначили председателем совета директоров как минимум Объединенной авиастроительной корпорации.

«А какие преференции от нынешнего назначения и от возможного перемещения головного офиса „Туполева“ в Казань получит Татарстан, кроме налоговых поступлений в бюджет республики, прогнозировать в данный момент пока рано», — добавляет эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer